Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Адаптация – это интересно!

Проблема адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Ведь поступление в детский сад это новый период в жизни ребенка, связанный с тяжелыми переживаниями ребенка, сложный процесс приспособления организма, на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Задача педагогов помочь ребенку привыкнуть к новым условиям, так организовать пребывание ребенка в дошкольном учреждении, чтобы адаптация была наименее безболезненной и сформировала положительное отношение к детскому саду, развивала навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В нашем детском саду адаптация начинается с индивидуальных консультаций для родителей с психологом, воспитателями и медицинским работником. Основные задачи консультаций:

 - установление доверительных отношений между родителями и педагогами;

 - обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и  оздоровления  детей;

 - знакомство родителей с режимом дня, меню, особенностями  адаптационного  периода и факторами от которых зависит его успешное  прохождение.

 Первое знакомство с группой ребенка происходит в присутствии мамы. Для  каждого ребенка разрабатывается индивидуальный режим посещения детского сада.  Дети с легкой адаптацией приходят с утра, средней или тяжелой на прогулку. Чтобы помочь ребенку освоится в новой среде, почувствовать себя уверенней, знакомство проводится в игровой форме, в насыщенной положительными эмоциями обстановке. Для этого используем игры – знакомства: «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Чей голосок?», «Назови ласково». Очень нравятся детям игры на развитие коммуникативных способностей: «Кувшинчик», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Расскажи стихи руками», инсценировка песенки «Испекла нам бабушка вкусные оладушки». С группой знакомим тоже с помощью игр: «Собираем игрушки», «Чьи вещи?». 

Во время адаптационного периода обязательно включаются элементы театрализованной деятельности: показ настольного театра «Теремок», «Колобок», инсценирование потешки «Курочка – Рябушечка», игры инсценировки «Сварим суп из овощей», «Сварим вкусный компот», «Сделай бутерброды и угости ребят».

Активно используем при адаптации  игры с различным строительным материалом: «Башенка для матрешки», «Построим дорогу, поедем в гости», «Дом для зверей» и т.д. 

 Уголок изотворчества в нашей группе непременно в свободном доступе для  детей, они могут в любое время выплеснуть на бумагу свои чувства.  Особенно нравится малышам рисовать фломастерами и маркерами. А  педагогам помогает понять состояние ребенка выбранный для рисования  цвет.

 Умиротворяюще на детей действуют игры с песком, мы проводили их  главным образом на улице. В группе для успокоения и расслабления    используется сухой мини бассейн с фасолью, проводится игра «Кто в  домике  живет?» (поиск мелких игрушек в фасоли)

Сразу после прощания с родителями успокаивающе действует простое умывание рук с мылом.

Для спокойного сна детей в первые дни присутствовал персонаж – колобок, который приносил детям перед сном сказки и колыбельные песенки.  Детей перед сном мы гладим, успокаиваем с играми – усыплялками.

Для затормаживания отрицательных эмоций использовали такие приемы: пальчиковые игры, монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шнуровка трафаретов), различные мозаики, дидактическая игра «Ловись рыбка»,  слушание спокойной музыки, пение песенок.

В процессе адаптации приветствуется, когда дети приносят любимые игрушки, иногда даже ложку (чашку), которой пользуются дети дома.

В группе имеются изготовленные родителями коллажи из семейных фотографий, чтобы ребенок мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.

Большое  значение в облегчении адаптации имеет предметно - развивающая среда в группе.  Она должна способствовать снижению стресса у детей.

Предметно – развивающую среду мы создаем по следующим характеристикам:

 - разнообразие (большой выбор  дидактического и игрового материала для  развития сенсорики, для продуктивной и музыкальной деятельности,  двигательной активности;

 - оптимальная насыщенность;

 - доступность;

 - стабильность (материалы и пособия имеют свое постоянное место);

 - эмоциогенность (среда, привлекающая внимание, вызывающая положительные эмоции);

Достигнутые нами результаты прохождения адаптации у детей:

  • снижается тревожность, дети более спокойны, уравновешенны;
  • снижается импульсивность, излишняя двигательная активность;
  • дети начинают обращать внимание на эмоциональное состояние друг друга, могут пожалеть плачущего;
  • дети приобретают навыки взаимодействия друг с другом;
  • улучшается координация движений и моторика;
  • формируется доверительное отношение к воспитателю.

 

Авторы: Боровских Светлана Викторовна,

Кукушкина Светлана Владимировна,

воспитатели

МБДОУ «Детский сад № 157» комбинированного вида

г. Новокузнецка Кемеровской области