Игры как средство развития речи у детей раннего возраста
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова,
их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий,
воззрения на предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов детей, логику и философию языка,
и усваивает легко и скоро, в два, три года столько,
что и половины не может усвоить в двадцать лет
прилежного и методического учения»
(К.Д.Ушинский)
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, чувств, воли и характера. Хорошая речь - важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. В настоящее время растет количество детей с различными отклонениями, особенно с задержкой речевого развития. Это негативно сказывается на общении детей, на их обучение, и как следствие социализацию. Это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребёнка. Мыслитель, гуманист Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучать трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Философ, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным , состоящим из различных упражнений для выработки ясности, чёткости и связности речи. В период 60-80-х годов проблема речевого развития изучалась А. М. Бородич, Г.М. Ляминой, Э.П. Коротковой, Ю.С. Ляховской, В.В Гербовой, А.Г. Тамбовцевой (Арушановой) и др.
Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребёнка, к овладению им всё новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребёнка с взрослым. Речевое общение в раннем возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи любую деятельность.
В раннем возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Начиная с двух лет можно уже разыгрывать с ребенком различные повседневные ситуации. При этом можно не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший «кукольный театр», т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты, а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие «представления», а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…». В повседневной жизни можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок. Необходимо привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например, это может быть сказка «колобок». Нужно только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь. А колобка можно сделать из маленького мячика и нарисовать на нем личико. Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом. К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала. В форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки выбора наиболее подходящего слова, развивают объяснительную речь. Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки? » формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя с игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой, то есть употребляют глаголы. В играх: «Больше - меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие приёмы:
1. Показ с названием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете? », «Наша мебель и мебель для кукол») в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».
2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупывание; восприятие на слух, на вкус и т.п.) в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».
3. Сравнивание сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто; чайник-кофейник; туфли-босоножки и т.п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись», «Не перепутай», «Что изменилось?», «Кто на чём в гости приехал?» и др.
4. Задания, предполагающие ответ действием («принеси», «найди», «покажи»).
5. Создание воображаемых ситуаций (ситуация поведения животных, приготовление куклам еды и т. п.).
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, способствует формированию предпосылок к развитию диалогической речи, воспитывает культуру речевого поведения. Родителям и педагогам в своей работе мы рекомендуем использовать следующие упражнения для развития речи.
Игры и упражнения на развитие пассивного словаря
Пассивный словарь - это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат. Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно говорить, необходимо учить его внимательно вслушиваться в речь окружающих и развивать слуховое восприятие. Это не сложно, так как в этом возрасте дети начинают проявлять особый интерес к словам и их звуковому оформлению. Они пытаются понять, почему каждый предмет имеет именно такое название, и начинают сознательно заниматься созданием своих, более точных (по их мнению) слов. Таким образом, идёт постепенное накопление и расширение пассивного словаря, в том числе и отвлеченных понятий и обобщающих слов.
«Поручения»
Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Попросите малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п.
«Сделай»
Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.
«Положи кубик»
Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручите малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около зеркала, белый – в шкаф.
«Да» или «нет»
Перед ребенком на столе несколько игрушек: машинка, кукла, пирамидка, мячик и т.п. Взрослый задает различные вопросы об этих игрушках, а ребенок должен отвечать «да» или «нет». Вопросы должны быть примерно такими: «Кукла одета в красное платье? У машинки есть колесо? А у куклы есть колесо? Пирамидка высокая? Мячик умеет прыгать?» и т.д.
«Кто как говорит?»
Разложите на столе карточки с изображением животных. Взрослый озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Например, вы говорите «мяу» - ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно с вашей помощью) «кошка». Далее вы говорите «бее» - ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.
Упражнения для развития речи
Формируя артикуляционный аппарат ребенка, мы предлагаем выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:
Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
Игры для развития мелкой моторики пальцев
Таким образом, систематическое использование в работе с детьми раннего возраста различных видов игр, способствует развитию не только речи детей, но позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр« Академия», 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –159с.
3. Асеев. В.Г .Возрастная психология: учеб.пособие - Иркутск:ИГПИ,1990.-193с.
4. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61. 5.Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с
6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с
8. Эльконин.Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рождения до семи лет): учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений/Д.Б Эльконин.- М.: Издательский центр Учпедгиз,1960-328с.
Автор: Локтева Ирина Николаевна
воспитатель
МДОУ «ЦРР – Детский сад № 160»
г. Магнитогорска Челябинской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)