rainbow

Игры как средство развития речи у детей раннего возраста

 

 «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова,

их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий,

воззрения на предметы, множество мыслей, чувств,

художественных образов детей, логику и философию языка,

и усваивает легко и скоро, в два, три года столько,

что и половины не может усвоить в двадцать лет

прилежного и методического учения»

(К.Д.Ушинский)

 

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, чувств, воли и характера. Хорошая речь - важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. В настоящее время растет количество детей с различными отклонениями, особенно с задержкой речевого развития. Это негативно сказывается на общении детей, на их обучение, и как следствие социализацию. Это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.

Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребёнка. Мыслитель, гуманист Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучать трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Философ, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным , состоящим из различных упражнений для выработки ясности, чёткости и связности речи. В период 60-80-х годов проблема речевого развития изучалась А. М. Бородич, Г.М. Ляминой, Э.П. Коротковой, Ю.С. Ляховской, В.В Гербовой, А.Г. Тамбовцевой (Арушановой) и др.

Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребёнка, к овладению им всё новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребёнка с взрослым. Речевое общение в раннем возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи любую деятельность.

В раннем возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.  Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Начиная с двух лет можно уже разыгрывать с ребенком различные повседневные ситуации. При этом можно не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший «кукольный театр», т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты, а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие «представления», а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…». В повседневной жизни можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок. Необходимо привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например, это может быть сказка «колобок». Нужно только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь. А колобка можно сделать из маленького мячика и  нарисовать на нем личико. Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом. К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность  много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала. В форме словесных  игр, построенных на словах и действиях играющих. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки выбора наиболее подходящего слова, развивают объяснительную речь. Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино»,  «Лото», «Чьи детки? » формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя с игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой, то есть  употребляют глаголы. В играх: «Больше - меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

         В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие приёмы:

1. Показ с названием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете? », «Наша мебель и мебель для кукол») в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».

2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупывание; восприятие на слух, на вкус и т.п.) в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».

3. Сравнивание сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто; чайник-кофейник; туфли-босоножки и т.п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись», «Не перепутай», «Что изменилось?», «Кто на чём в гости приехал?» и др.

4. Задания, предполагающие ответ действием («принеси», «найди», «покажи»).

5. Создание воображаемых ситуаций (ситуация поведения животных, приготовление куклам еды и т. п.).

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, способствует формированию предпосылок к развитию диалогической речи, воспитывает культуру речевого поведения. Родителям и педагогам  в своей работе мы рекомендуем использовать следующие упражнения для развития речи.

 

Игры и упражнения на развитие пассивного словаря

Пассивный словарь - это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат. Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно говорить, необходимо учить его внимательно вслушиваться в речь окружающих и развивать слуховое восприятие. Это не сложно, так как в этом возрасте дети начинают проявлять особый интерес к словам и их звуковому оформлению. Они пытаются понять, почему каждый предмет имеет именно такое название, и начинают сознательно заниматься созданием своих, более точных (по их мнению) слов. Таким образом, идёт постепенное накопление и расширение пассивного словаря, в том числе и отвлеченных понятий и обобщающих слов.

         «Поручения»

Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Попросите малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п.

         «Сделай»

Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.

         «Положи кубик»

Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручите малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около зеркала, белый – в шкаф.

         «Да» или «нет»

Перед ребенком на столе несколько игрушек: машинка, кукла, пирамидка, мячик и т.п. Взрослый задает различные вопросы об этих игрушках, а ребенок должен отвечать «да» или «нет». Вопросы должны быть примерно такими: «Кукла одета в красное платье? У машинки есть колесо? А у куклы есть колесо? Пирамидка высокая? Мячик умеет прыгать?» и т.д.

         «Кто как говорит?»

Разложите на столе карточки с изображением животных. Взрослый озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Например, вы говорите «мяу» - ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно с вашей помощью) «кошка». Далее вы говорите «бее» - ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.

         Упражнения для развития речи

Формируя  артикуляционный аппарат ребенка, мы  предлагаем выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  • сдувать клочки ваты, изображая снег;
  • сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
  • заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
  • пускать мыльные пузыри;
  • «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.

Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.

Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:

         Игры для развития мелкой моторики пальцев

  • выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.,
  • нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку; постепенно размер бусин надо уменьшать,
  • шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды,
  • застегивать крупные яркие пуговицы; их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка,
  • пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.,
  • разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Таким образом, систематическое использование  в работе с детьми раннего возраста различных видов игр, способствует развитию не только  речи детей, но позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности,  стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

 

         Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр« Академия», 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –159с.

3. Асеев. В.Г .Возрастная психология: учеб.пособие - Иркутск:ИГПИ,1990.-193с.

4. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61. 5.Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с

6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.

7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с

8. Эльконин.Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рождения до семи лет): учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений/Д.Б Эльконин.- М.: Издательский центр Учпедгиз,1960-328с.

 

Автор: Локтева Ирина Николаевна

воспитатель

МДОУ «ЦРР – Детский сад № 160»

г. Магнитогорска Челябинской области