rainbow

  Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Покорители космоса» с использованием ИКТ и экспонатов  мини - музея «Через тернии к звездам»

Форма занятия: экскурсия в мини-музей.

Тип занятия: интеграция областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Цель: расширение знаний детей о первых покорителях космоса, сформирование представление о работе космонавта.

Задачи

Обучающие задачи: расширение знаний детей о космосе, об освоении космоса; ввести понятия «космос», «космическое пространство».

Развивающие задачи: развитие мышления, внимания, памяти; развивать умение давать четкие, краткие ответы на поставленные вопросы; развитие умения рассказывания.

Воспитательные задачи: развивать    познавательный  интерес у детей; воспитание уважения к трудной и опасной профессии космонавта.  

Обогащения словаря: космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция.

Активация словаря: небо, звездное небо, планета, телескоп, космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый

аппарат.

Материалы: макеты космических аппаратов из мини-музея «Через тернии к звездам», разрезные картинки ракеты и спутника, запись звука спутника.

                        Организация образовательной темы.

Часть 1. Введение в тему. Отгадывание загадки, перечень правил поведения в музеях.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А вот куда, пожалуйста, отгадайте.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Космос)

Правильно. Мы отправимся с вами в бескрайний космос. Совершить это путешествие нам поможет  мини-музей «Через тернии к звезда».  Проходите, пожалуйста, в музей  и начнем наше путешествие. Моими помощниками в этом путешествии будут (имена детей)

Начнет наше путешествие …

Часть 2. Посещение музея, рассказы детей об космических аппаратах.

Воспитатель.: Много лет люди рассматривали звезды, Луну, планеты Солнечной системы с Земли в телескопы. Но им было этого недостаточно. Хотелось подняться в космическое пространство, чтобы оказаться ближе к звездам, увидеть Землю из космоса.

Ребенок.:  Люди очень мечтали побывать в Космосе, и построили летательный аппарат, который смог облететь вокруг Земли. Тихой звездной ночью вглядитесь внимательно в темноту неба, и вы увидите звездочки, которые не стоят на месте, а передвигаются в разных направлениях. Это искусственные спутники Земли. Перед вами модель первого искусственного спутника. Он был таким маленьким, с надувной шар. На нем были установлены специальные приборы, которые подавали на Землю сигналы (Можно включить запись). Их слушали люди всей планеты. Главным конструктором был С. П. Королев.

Полет  прошел успешно и  решили повторить полет,  но с животными на борту.

Воспитатель: А для того чтобы узнать кто же первым побывал в космосе, вы должны отгадать загадку?

Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад - хвостом виляет? (Собака)

Ребенок.: Первыми в космосе из живых существ побывали наши верные друзья. Лайка, первая собака-космонавт – это первое животное, выведенное на орбиту Земли. На момент полета Лайке было около двух лет. Возвращение Лайки на Землю не планировалось. Героическая миссия Лайки сделала её одной из самых знаменитых собак в мире.

Воспитатель - Через три года после полета Лайки для орбитального полета вновь были подготовлены собаки-космонавты по кличке Белка и Стрелка, их сразу прозвали звездными собаками. Именно им удалось совершить первый успешный орбитальный полёт с возвращением на Землю. Полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль «Спутник-5» облетел вокруг планеты Земля 17раз.

Включить запись «Сообщение ТАСС»

Другой ребенок продолжает рассказ.

Время быстро пролетало,

И наука шла вперед.

И поднялся вскоре в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

В космической ракете с названием «Восток»                            

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поет об этом песни весенняя капель

Навеки будут вместе Гагарин и апрель. 

Воспитатель: 12 апреля 1961 года поднялся в космос первый в мире космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. Я предлагаю послушать запись речи Юрия Гагарина о своем полете. (запись речи Гагарина) Быть первым – это сложно и ответственно.

А вы мечтаете стать космонавтами? Каким должен быть космонавт? И чтобы стать смелым, выносливым, как космонавт мы сделаем упражнения.

Физминутка «Космонавт»

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку, 
Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. 

Повороты в стороны. 

Наклоны вперед.

 

Приседают.

Кружатся.

 

Ракета

Продолжает другой ребенок.

Перед вами модель ракеты, на которой мог лететь в космос человек.

Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

Стремительно ракета.

А запускают ее с космодрома.

А как ракета поднимается в космос?

(В ней быстро сгорает топливо, струя газа мчит ракету вперед)

Воспитатель:    Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и посмотреть, может ли поток газа поднять предмет.

Опыт с воздушным шариком.

Надутый шарик отпускают, он быстро поднимается вверх.

Вывод: шарик летит быстро, так как воздух быстро выходит и его сила потока толкает вверх.

Другой ребенок продолжает рассказ.: Сейчас созданы целые космические станции. Тута космонавты прилетают с Земли на ракетах и живут там долго – несколько недель и даже месяцев.  В ней есть специальные комнаты-отсеки для отдыха, сна, работы – это  научные лаборатории, где установлено много приборов.  Космонавты изучают небесные тела, проводят опыты. Фотографии и результаты опытов они потом отправляют на Землю. Благодаря фотографиям из космоса мы можем прогнозировать погоду.

Воспитатель: А как же возвращаются космонавты на землю? Об этом нам расскажет …

Ребенок.: На спускаемом аппарате. Посадка – один из самых ответственных этапов. После от стыковки от основного корабля, спускаемый аппарат, защищенный теплозащитным экраном, устремляется к Земле. Теплозащитный  экран  защищает спускаемую капсулу от перегрева в момент прохождения её через слои атмосферы. Космонавты  вернулись  домой.

Часть 3. Викторина.

Вот и мы с вами вернулись из нашего путешествия. Вы много узнали о летательных аппаратах, которые поднимаются в космос и возвращают космонавтов на Землю. Вам было интересно?           А сейчас я предлагаю поучаствовать в викторине. Но сначала мы разделимся на две команды. Для этого каждый из вас возьмет фрагмент картинки и обратит внимание на  цвет оборотной стороны. Чтобы собрать картинку и узнать название команды, вы должны сгруппировать по цветам и собрать картинку. Приступаем? Молодцы! Одна команда присаживается справа на стулья, а другая слева.

Викторина на интерактивной доске. 

Часть 4. Заключительная. Подведение итогов.

Молодцы! Вы ответили на все вопросы правильно. За то, что вы активно участвовали в викторине, наш музей награждает вас медалями юных космонавтов.

Вручаются медали.

Автор: Рябкова Елена Владимировна

МДОУ Детский сад № 3 "Сказка" городской округ Власиха Московской области