rainbow

Зима

 

         Программное содержание

1. Конкретизировать и углубить представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние природы, особенности жизни домашних животных;

2. Учить устанавливать зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий окружающей среды в зимнее время года;

3. Развивать связную речь, речь-доказательство, правильно строить предложения.

 

         Материал:

Модель времени года, модели живой природы, календари: природы, погоды, солнцестояния, мнемотаблицы.

 

         Мотивация:

Письмо из Африки от обезьянки Чи-Чи.

 

         1 часть

Способ организации детей – дети стоят за столами.

Воспитатель: Что это? Как вы думаете, кто его прислал? Давайте прочитаем. «Здравствуйте ребята! Пишет вам обезьянка Чи-Чи из жаркой Африки. Я хотела прилететь к вам в гости, но мне сказали, что у вас «Зима», а что такое зима, я не знаю. Напишите мне, что такое зима. Очень хочется узнать. До свидания». Напишем обезьянке письмо о зиме?

Дети: Да!

Воспитатель: Предлагаю вам вспомнить всё об этом времени года. А помогут нам в этом календари погоды.

1. Работа с календарями погоды (сравнительный анализ)

  • Какие вы знаете зимние месяцы?
  • Какой месяц был самым холодным? Почему?
  • Какой месяц был теплее других? Почему?
  • Какой месяц был самым ветреным? Почему?
  • В каком месяце было больше солнечных (пасмурных) дней?

2. Календарь долготы дня

  • В каком месяце были самые короткие дни? Почему?

3. Сезонные календари

Воспитатель: Какие явления погоды мы с вами наблюдали зимой?

Дети: Перечисляют, пользуются моделями: мороз, узоры, иней, метель, снег, крупа.

Воспитатель: Мы вспомнили с вами всё о неживой природе зимой. А теперь давайте с вами вспомним, что же относится к живой природе.

Дети: Растения, птицы, звери, насекомые, человек.

Воспитатель: Как приспосабливаются к зиме растения?

Дети: Деревья и кустарники сбросили листву.

Воспитатель: Почему деревья зимой не замерзают?

Дети: Они находятся в состоянии покоя, перестают пить влагу из земли, толстые стволы, кора.

Воспитатель: Как человек может помочь молодым деревцам и кустарникам?

Дети: Утепляет стволы, присыпает снегом?

Воспитатель: Семена, луковицы, корны травянистых растений зимуют под снегом?

 

         Физминутка

         «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

        

         2 часть

Способ организации детей – дети стоят за столами.

Воспитатель: Как приспособились к холоду насекомые?

Дети: Спят в коре деревьев и под опавшими листьями деревьев и кустарников? Воспитатель: Каких птиц мы видели на участке?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Как они приспосабливаются к зиме?

Дети: Появляется более теплое оперение.

Воспитатель: Все ли птицы остаются зимовать?

Дети: Нет, некоторые улетают в теплые края.

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: Потому что нет насекомых, которыми питаются птицы.

Воспитатель: Чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Как человек может помочь птицам?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Ребята, что это? (модель животного)

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как приспособились к зиме белка, ёж, медведь, лиса, волк, заяц. Как приспособились к зиме белка, лиса, волк, заяц?

Дети: Белка, лиса, волк, заяц линяют, у них вырастает теплая шерсть.

Воспитатель: Кто из этих животных запасает корм?

Дети: Белка и ёж питаются запасами желудей, орехов, грибов. Медведь, накопив жир, спит в своей берлоге.

Воспитатель: А как приспосабливается к зиме лошадь, корова, свинья?

Дети: Никак, о них заботится человек.

Воспитатель: Как заботится?

Дети: Утепляют зимовье, дают корм, питьё.

Воспитатель: Как человек приспосабливается к зимней стуже?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Как человек трудится в природе зимой?

Дети: Зимой люди убирают снег, работают снегоуборочные машины.

Воспитатель: Ребята, во что можно играть зимой?

Дети: Зимой можно кататься на коньках, на лыжах, кататься с горы, постройки из снега.

         Физминутка

         Релаксация

Дети, лежа на ковре, слушают музыку.

 

         3 часть

Способ организации детей – дети стоят за столами, на столе ватман и цветные карандаши.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Да, мы с вами говорили о том, какой бывает неживая природа, как растительный и животный мир приспосабливается к холодной и голодной зиме. Молодцы! Вы много сегодня рассказали о зиме, о живой и неживой природе. А теперь предлагаю вам нарисовать письмо обезьянке.

 

         Литература

1. Макаров С.И. «Зима в городе». СПБ.:Детство-пресс,1999.

2. Ткаченко Т.А. «Здравствуй, зимушка-зима». СПБ.:Детство-пресс,2000.

3. Новокшова Е.А. и др. «Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» г. Томск 2014

 

                                                         Автор: Сулейманова Юлия Радиковна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 364»

г. Челябинска