Формирование речевой деятельности у детей с ТНР
в условиях инклюзивного пространства
Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование.
В современной мировой психолого-педагогической теории и практике в течение нескольких десятилетий вопросы инклюзивного образования остаются по-настоящему актуальными. Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «интегрированное образование». Сегодня инклюзивное образование в России находится под пристальным вниманием родителей, педагогов, общественности.
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».
Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма. Он основывается на исключительности и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Логопеду нужно научить ребенка широко воспринимать действительность, восполнить нехватку речевых средств, преодолеть трудности планирования монолога, составлять развернутые, произвольные, логические высказывания.
Преодоление общего недоразвития речи у детей, посещающих группы общеразвивающей направленности, достигается при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов, при организации единого речевого режима, при логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.
В МБДОУ работает «Логопедический всеобуч» (для педагогов, для родителей), проводятся консультации, семинары с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и расширения их представлений о видах коррекционной работы с детьми, мероприятия по профилактике нарушений речи детей.
Отклонения в речевом развитии детей без оказания своевременной логопедической помощи приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии) в первом классе, которые, в свою очередь, затрудняют усвоение школьной программы.
Это вызывает необходимость совершенствования системы коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи, поиска новых эффективных методов обучения.
Уже много лет я использую моделирование в своей коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, особенно при формировании связной речи. Моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности.
Всевозможные приемы моделирования позволяют комплексно решить задачи развития связной речи детей с ОНР, способствуют реализации индивидуального подхода и более быстрому, эффективному устранению недоразвития речи, помогают формировать у детей с ОНР и «языковое чутье», учить связно излагать мысли и чувства, обогащать словарь, так как у детей с ОНР помимо дефектного произношения речи редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки, связная речь развита недостаточно, пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам – это, в основном, называние предметов, их перечисление; описательные рассказы отсутствуют.
У детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой, то есть управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем.
Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Использование логопедами моделирования, мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, посещающих группы общеразвивающей направленности, особенно при формировании связной речи, в условиях инклюзии, на мой взгляд, это - «скорая помощь» для ребенка.
Использование наглядного моделирования развивает умственные способности ребенка, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, сообразительность, наблюдательность, что очень важно для детей с ОНР, позволяет им зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Опыт работы по проблеме показывает широкие возможности использования наглядных моделей в формировании связной речи старших дошкольников с ОНР.
Опорные картинно - графические планы текстов, схемы, карточки – символы, стилизованное изображение реальных предметов, мнемотаблицы, пиктограммы помогают детям логично выстроить повествовательный рассказ (особенно на начальных этапах обучения), активизируют их мыслительную деятельность.
Использование моделирования позволяют получить такие результаты развития речи детей с ОНР (при условии: простота и доступность), которые нельзя сформировать при непосредственном обучении.
В системе коррекционной работы при использовании наглядного моделирования учитываются этапы:
1. Усвоение и анализ материала.
2. Перевод материала на знаково-символический язык.
3. Работа с моделью.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
При развитии связной речи наглядное моделирование способствует:
На начальном этапе предлагается готовый план-схема. Например, придумать фразы по моделям, или придумать модели к фразам, придумать текст или рассказ по моделям, схемам.
На более поздних этапах коррекционной работы ребенок сам активно включается в процесс моделирования пересказа или предстоящего рассказа.
Использование приемов моделирования в системе может существенно увеличить эффективность процесса формирования речевой деятельности дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования.
Автор: Леонтьева Светлана Витальевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №182 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей»
г. Чебоксары Чувашской республики
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)