rainbow

Формирование речевой деятельности у детей с ТНР

в условиях инклюзивного пространства

 

Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование.

В современной мировой психолого-педагогической теории и практике в течение нескольких десятилетий вопросы инклюзивного образования остаются по-настоящему актуальными. Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «интегрированное образование». Сегодня инклюзивное образование в России находится под пристальным вниманием родителей, педагогов, общественности.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма. Он основывается на исключительности и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Логопеду нужно научить ребенка широко воспринимать действительность, восполнить нехватку речевых средств, преодолеть трудности планирования монолога, составлять развернутые, произвольные, логические высказывания.

Преодоление общего недоразвития речи у детей, посещающих группы общеразвивающей направленности, достигается при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов, при организации единого речевого режима, при логопедизации всего учебно-воспитательного  процесса.

В МБДОУ работает «Логопедический всеобуч» (для педагогов, для родителей), проводятся консультации, семинары с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и расширения их представлений о видах коррекционной работы с детьми, мероприятия по профилактике нарушений речи детей.

Отклонения в речевом развитии детей без оказания своевременной логопедической помощи приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии) в первом классе, которые, в свою очередь, затрудняют усвоение школьной программы.

Это вызывает необходимость совершенствования системы коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи, поиска новых эффективных методов обучения.

Уже много лет я использую моделирование в своей коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, особенно при формировании связной речи. Моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности.

Всевозможные приемы моделирования позволяют комплексно решить задачи развития связной речи детей с ОНР, способствуют реализации индивидуального подхода и более быстрому, эффективному устранению недоразвития речи, помогают формировать у детей с ОНР и «языковое чутье», учить связно излагать мысли и чувства, обогащать словарь, так как у детей с ОНР помимо дефектного произношения речи редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки, связная речь развита недостаточно, пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам – это, в основном, называние предметов, их перечисление; описательные рассказы отсутствуют.

У детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой, то есть управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем.

Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Использование логопедами моделирования, мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, посещающих группы общеразвивающей направленности, особенно при формировании связной речи, в условиях инклюзии, на мой взгляд, это - «скорая помощь» для ребенка.

Использование наглядного моделирования развивает умственные способности ребенка, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, сообразительность, наблюдательность, что очень важно  для детей с ОНР, позволяет им зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Опыт работы по проблеме показывает широкие возможности использования наглядных моделей в формировании связной речи старших дошкольников с ОНР.

Опорные картинно - графические планы текстов, схемы, карточки – символы, стилизованное изображение реальных предметов, мнемотаблицы, пиктограммы помогают детям логично выстроить повествовательный рассказ (особенно на начальных этапах обучения), активизируют их мыслительную деятельность.

Использование моделирования позволяют получить такие результаты развития речи детей с ОНР (при условии: простота и доступность), которые нельзя сформировать при непосредственном обучении.

В системе коррекционной работы при использовании наглядного моделирования учитываются этапы:

         1. Усвоение и анализ материала.

         2. Перевод материала на знаково-символический язык.

         3. Работа с моделью.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации,
  • развитие умения дешифровки модели,
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

При развитии связной речи наглядное моделирование способствует:

  • усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей и т.д.
  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет.
  • формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
  • обучению составлять рассказы – описания по пейзажной картине.
  • обучению осмысленному запоминанию целого текста.

На начальном этапе предлагается готовый план-схема. Например, придумать фразы по моделям, или придумать модели к фразам, придумать текст или рассказ по моделям, схемам.

На более поздних этапах коррекционной работы ребенок сам активно включается в процесс моделирования пересказа или предстоящего рассказа.

Использование приемов моделирования в системе может существенно увеличить эффективность процесса формирования речевой деятельности дошкольников с ОНР в условиях инклюзивного образования.

 

Автор: Леонтьева Светлана Витальевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №182 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей»

г. Чебоксары Чувашской республики