rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Методическая разработка открытого занятия  для детей подготовительной группы

по теме: «Хорошо рядом с мамочкой моей»

 

Цель: Приобщать детей к празднованию «Дня Матери».

Слушание  вокальной  и инструментальной музыки.

Задачи:

Обучающая: Знакомить с шедеврами мирового искусства, с музыкой композиторов: П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского, С.В. Рахманинова. Учить сравнивать  произведения  с похожими названиями, различать оттенки настроений, находить средства музыкальной выразительности. Обогащать музыкальные впечатления детей. Осваивать коммуникативную игру.

Развивающая: Тренировать музыкальную память, развить певческие навыки, тембровый  слух, интонации, речевую активность, работа над артикуляцией, коммуникативные качества.

Воспитывающая: Воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру поведения,  вызывать добрые, нежные чувства по отношению к самому близкому человеку.

Оборудование: проектор для демонстрации презентации, компьютер; портрет композитора П.И. Чайковского,  иллюстрированный материал, фортепиано.

Музыкальные произведения:

1 часть 1. Песенка «Мамонтенка».

           2. «Итальянская полька» С.В. Рахманинова.

           3. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

           4. «Вальс» Д.Б. Кабалевского.

2 часть 5. «Мама» П.И. Чайковского.

           6. Распевание.

           7.«Моя мама» Асоль.

           8. «Зореньки краше» автор неизвестен.

3 часть 9. Танец «Стирка» Тодес.

Актуальность  методической разработки:

тема востребована и актуальна для общества и может быть интересна другим педагогам……

(Почему?)

Однажды дочь меня спросила:  «Кого я больше всех люблю?»

И я спокойно ей сказала: - Конечно мамочку свою!

Ну как же так? Недоумевала, и все твердила: - а как же я?

И я ей тихо прошептала: - Она без сомнения, жизнь мне дала!

Бежали дни и ночи, мчались года и повзрослевшая дочь поняла все сполна!

 

         Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, иногда любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

         Праздник «День матери» служит напоминанием необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

         Данная разработка направлена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.

         Эта методическая разработка – прекрасный повод поразмышлять о роли матери  и семьи  в жизни.

Интеграция образовательных  областей:

«Социально-коммуникативное развитие». Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности.  Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Образовательная область «Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи.

Образовательная область «Познавательное развитие». Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитание художественного вкуса. Формирование певческого голоса.

Условия применения: Занятие было составлено с учетом возрастных особенностей и соответствовало требованиям ФГОС. При написании конспекта я опиралась на такие программы  ДОУ.

Основная программа ДОУ под редакцией:

Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы».

Вариативная часть программа И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки».

Шедевры классической музыки О.П. Радыновой 

« Музыкальное развитие детей»

В занятии  частично использовала  авторскую методику Э. Тонкова

«Мама в доме, что солнышко на небе» из  журнала  Музыкальный руководитель №1 за 2007г  стр.7-9.

 

В методической разработке хорошо видна работа над артикуляцией, четкое проговаривание текста, ведется подготовка голосового аппарата, работа над чистотой интонирования мелодии. Детям предлагается подобрать ласковые слова  о маме (развитие речи), затем придумать свою мелодию (импровизация), даже застенчивый ребенок не может остаться в стороне, он робко скажет два, три слова о маме, которая так  дорога ему. Использование современных технологий в занятии еще один метод при знакомстве и разучивании  песни, т. к.  видеоряд  помогает детям быстрее понять содержание песни и усвоить ее.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал под песню о маме «Песенка Мамонтенка».

М.р: - Ребята, вы узнали о ком эта песня? (Ответы детей)

Мама – самое понятное слово на земле. Сколько тепла таит в себе это слово. Мама заботится о нас, оберегает, учит нас, дает нам советы. Мамина любовь согревает нас всю жизнь…. В конце ноября наша страна отмечает замечательный праздник «День Матери» …Дети,  закройте  на минуту  глаза и  вспомните свою маму, а теперь ласково произнесите это слово.  «Мама»

Проводится «Музыкальная угадай-ка»                                                                         

1. «Итальянская полька» С. В. Рахмнинова. (Дети выполняют движения)

2. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского

3.  «Вальс» Д.Б. Кабалевского. 

М.Р. - Дети, какие виды жанров с вами встретились? (Полька, марш, вальс)

М.р. - Что такое Полька? Марш? Вальс? (Показ иллюстрированного материала)

М.р. - Какие средства музыкальной выразительности вам помогли определить жанр?  (Ответы детей)

Полька – это чешский танец, исполняется легко, быстро, подскоками или шагом польки.

Марш - это торжественная музыка, под которую шагают бодро, смело, отважно и решительно.

Вальс – это изящный, нежный, парный танец, означает «кружиться», произошло от народного крестьянского танца Германии и Австрии.

М.р.  - Приглашаю вас пройти в музыкальную гостиную.

М.р. - Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали красоту, благородство, чистоту, доброту матери  и посвящали ей свои произведения.

         Сейчас вы услышите два произведения с одинаковым названием «Мама», инструментальное произведение известного композитора. Грустно было и маленькому Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку. Как фамилия этого композитора? Эта музыка написана специально для детского альбома. Послушайте пьесу и скажите, какие чувства композитор испытывал к своей маме? Слушание пьесы в исполнении педагога Маленький Петя Чайковский.

1. Какие чувства …? (…….. добрые, нежные, …. композитор любил свою маму, не огорчал, относился с нежностью)

2. Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую музыку? (Инструментальная)

3. Какой инструмент исполняет музыку?  (Фортепиано)

4. Какой характер в этой пьесе? …Как она звучит?  (плавно или отрывисто?.... громко или тихо? В быстром  или спокойном темпе?)

         Второе произведение современное  вокальное.   Кто исполняет  эту песню?  Инструмент и голос. Как называют такую музыку? (Вокальной) 

М.р.  - Чем близки эти произведения? В каком настроении звучат эти произведения? (Ответы детей)

А сейчас, придумать надо и пропеть ласково о маме, например:

Мамочка милая, мама моя…. 

Мамочка любимая, мамочка моя…..

Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей……

Разучивание песни:

1. МИ-МА-МО -  это кто? Ми-Ма-Мы - это мы?

2. ОООООООООО, ААААААААА, УУУУУУУУ

3. Проговаривание текста,

4. Работа над артикуляцией,

5. Пение по фразам.

Соединяем под запись.

М.Р.  - А сейчас исполним песню «Зореньки краше….»

М.р. - Дети, какие чувства вы испытывали, когда исполняли песню и почему?

М.р. - Какое у вас настроение в минуты общения с мамой?

М.р. - А когда мамы дома нет или она долго за вами в детский сад не приходит, что вы испытываете?

Ничего нет на свете чудесней

И сильней материнской любви

С чем сравнить ее? Может быть с песней,

Что поют на заре соловьи?

М.р. - Кто из вас, ребята, любит дома маме помогать?

М.р. - Будем маме помогать и белье стирать. Будьте внимательны. (Под музыку)

1. Стираем.

2. Полощем белье.

3. Выжимаем.

4. Вешаем высоко.

М.р. - А теперь с музыкой весело. Танец «Татрамат» или «Стирка»

Друзья, всё успели постирать? Успели?

А теперь подойдите поближе и скажите, что нового вы узнали? 

Музыку, какого композитора мы слушали?

Что больше всего вам запомнилось? 

Кому было посвящено наше занятие? (Ответы детей)

М.р. - Дети, запомните на век, мама в жизни главный человек.

Всем большое спасибо. До новых встреч.

 

Автор: Олейник Надежда Николаевна

музыкальный руководитель высшей категории

МДОУ «ЦРР – Детский сад № 72»

г. Магнитогорска