rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Консультация для воспитателей

«Использование художественного слова на прогулке при наблюдении за природными явлениями, птицами, деревьями, цветами»

 

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов (слуха, зрения, ощущений), благодаря слову воспитателя у детей формируются первичные представления об объектах живой и неживой природы, природных явлениях, причинно-следственных связях между изменениями в живой и неживой природе (стало холодно – завяли цветы, спрятались насекомые, улетели птицы), развиваются интерес, любознательность, внимание, речь, воспитывается стремление бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым, желание помогать им. Природа является также одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Наблюдение за природой в естественных условиях проводится на ежедневных прогулках дошкольников всех возрастных групп. В зависимости от возраста детей и наблюдаемого объекта наблюдения могут быть кратковременными или длительными. Последние ведутся в течение многих дней и даже недель (старшая и подготовительная группы).

Воспитатель, руководствуясь программой, определяет круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени, и планирует наблюдение. Но иногда они проводятся и по инициативе детей. Дети наблюдают за погодой (холодно, пасмурно, дует ветер), небом (цвет неба, движение облаков, радуга, закат солнца), деревьями, цветами, насекомыми, птицами, сезонными изменениями в жизни растений и птиц (появление листьев, цветов, листопад, прилет и отлет птиц).

Для получения более ярких, прочных представлений непосредственное восприятие природы хорошо сочетать с использованием художественного слова, что одновременно обогащает словарь детей, чувственный опыт (восхищение, радость, жалость, грусть и др.), а также помогает привлечь их внимание и сосредоточиться на наблюдаемом.

Это стихотворения, произведения фольклорных жанров: потешки, песенки, заклички, приговорки, прибаутки, а также загадки, пословицы и поговорки, сказки, приметы, небылицы-перевертыши.

Краткая характеристика некоторых форм художественного слова:

 

1. На прогулке используются небольшие по размеру стихи или несколько строк из них. Важно привлекать детей к их рассказыванию (если стихи выучены ими предварительно). Рифмованные, эмоционально и образно окрашенные строчки обогащают впечатления от наблюдений, несут чувство эмоциональной гармонии, близости ко всему живому, чуткое отношение к нему, воспитывают зачатки экологической культуры.

                  О. Высоцкая                                                Н. Головина

         Улетели птицы разные,                             Жук в рубашке полосатой

         Смолк их звонкий перепев,                       Прилетел играть к ребятам,

         А рябина осень празднует,                        На цветок лиловый сел -

         Бусы красные надев.                                 Песню звонкую запел.

                                                                              Сока сладкого хлебнул,

                                                                              В колокольчике заснул.

 

2. Сказка – более емкая по размеру форма художественного слова. Поэтому на прогулке лучше всего подходят сказки-шутки, сказки-потешки, сказки экологической тематики. Часто последние предшествуют наблюдению или могут быть прочитаны после нее. На прогулке же показательны сказки, придуманные детьми по предложенному началу, например: «Жили-были два муравья. Один из них после прогулки спешил домой…» (продолжите дальше); или: «Однажды, села бабочка на цветок, посмотрела вокруг…» (нужно придумать, что произошло дальше и чем кончилась сказка).

Сказки хороши тем, что можно изменять сюжет, героев, превращать отрицательное в положительное, и нравственные понятия рождаются как бы сами собой, просто, без поучения.

 

3. Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что скрыто, спрятано, представлено в ином образе, ином качестве и это нечто нужно отгадать. Отбирая загадки для наблюдений в природе, нужно учитывать, что для малышей можно предложить загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Например: Мохнатенькая,

                Усатенькая,

                Молочко пьет,

                Мяу-мяу поет.

 Для детей средней группы предлагаются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами:

         Скатерть бела – всю землю одела (снег);

         Ночью по небу гуляю,

         Тускло землю освещаю,

         Скучно, скучно мне одной,

         А зовут меня…(луной).

Старшим дошкольникам можно загадывать и литературные, и народные загадки. Характеристика предметов и явлений в них может быть и лаконичной и подробной, но среди признаков должен быть назван существенный.

Например:

         Доброе, хорошее                               Неизвестно, где живет.

         На людей глядит,                              Налетит – деревья гнет.

         А людям на себя                                Засвистит – по речке дрожь.              

         Глядеть не велит (солнце);                Озорник, а не уймешь (ветер).

         Отгадывание загадок повышает познавательную и творческую активность дошкольников.

 

4. Поговорки в отличие от пословиц не поучают, а дают меткие определения различным явлениям жизни. Несомненно, пословицы и поговорки придают нашей речи яркость и образность, делают ее эмоциональной. Их можно применять со средней группы, когда дети уже имеют элементарные представления о мире природы и могут объяснить (чаще с помощью воспитателя), в чем суть пословицы и поговорки (почему так говорят). Вот примеры:

Пословицы:

- Береги нос в большой мороз;

- Кто весной не пролежит, весь год будет сыт;

- Не поклонясь до земли, грибка не поднимешь;

- В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.

Поговорки:

- Как месяц не свети – все не солнышко;

- От осени к лету повороту нету;

- Матушка весна всем красна;

- Листья, как птицы: посидят, а осенью улетят.

Регулярное использование пословиц и поговорок учит ребенка лучше понимать выражения народной мудрости, делать выводы, дает установку быть любознательным.

 

5. Фольклорные заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, которые часто сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процессы социальной жизни, явления природы, трудовые действия. Кроме того, все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. В ней не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, интонации целая гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга, радости, доверия.

         Ах ты, Радуга-дуга                            Гром-гремучий,

         Ты высока и туга!                             Тресни тучей,

         Не дай дождичка,                            Дай дождя

         Дай нам ведрышко;                          С небесной кручи;

         Солнышко, солнышко,

                                     Выгляни в окошко:

                                     Ждут тебя детки,

                                     Ждут малолетки.

Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена – солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, радуга-дуга.

 

6. Как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше о домашних животных, птицах, об их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…

         Ой ты, зимушка-зима,                        Галки, вороны,

         Ты с морозами пришла,                     Все ли вы здоровы?

         Ветер воет, вьюга вьет,                      Одна галка нездорова,

         Вдоль по улице метет;                       Себе ножку наколола,

                                                                Мы поедем во Торжок,

                                                                Купим галке сапожок;

                                      Ой, люли, люли, люли

                                    Прилетели журавли.

                                    Как они летели –

                                    Все на них глядели.

                                    Журавли курлыкали

                                    Киски мурлыкали.

 

7. Приговорки – это общение с природой один на один. Приговорка настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде, бабочкам, жучкам, птицам.

         Матушка – репка,                                Капуста – виласта

         Уродись крепка…                                Не будь голенаста…

         Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи.

         Ветер – ветрецо,                                 Мотылек – витилек,

         Не дует мне в лицо,                            Принеси нам ветерок:

         А дует мне в спину,                             От ворот в поворот

         Чтоб идти было в силу                         Гнать кораблик в ручеек.

 

8. Приметы появились очень давно. Наблюдая за миром природы годами, народ примечал, что за одним явлением обязательно последует именно вот это, а не другое.

Например:

- Если солнце заходит красно – погода будет ветреная;

- Увидел скворца – весна у крыльца;

- Собака катается – к дождю или снегу;

- Много снега – много хлеба.

Детям нужно сказать, что это секреты и хитрости природы. Их очень много, а если быть внимательным, наблюдательным, можно и самому составить примету.

 

9. Небылицы-перевертыши – шуточные стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарушены. В них, по выражению К. Чуковского, «Неправильная координация вещей способствует утверждению правильной». Они созданы, чтобы воспитывать юмор и стимулировать умственные силы ребенка.

         Злая кошка громко лает,                          Стой, она тебя не пустит!

         Дом хозяйский охраняет.                         Не послушаешь – укусит;

                                      Снег идет – жара такая,

                                         Птицы с юга улетают.

                                         Все вокруг белым-бело,

                                         Лето красное пришло.

         Несомненно, что используемые во время прогулок все без исключения формы художественного слова призваны в конечном счете, маленький, замкнутый мир ребенка, обращенный к родному дому и родителям превратить в бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой (как живой, так и неживой), человеком и человеком; развивать все виды личностной активности; дают возможность жить ребенку в настоящем времени более комфортно и эмоционально благополучно; возбуждают познавательную активность через формирование стойкого познавательного интереса.

 

Автор: Сизова Елена Анатольевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 296»

г.о. Самара