Условия развития воображения у старших дошкольников в игровой деятельности
С целью развития воображения у старших дошкольников нами были разработаны серии игровых, развивающих упражнений:
№ п/п |
Название занятия |
Цель |
Форма проведения |
Краткое содержание |
1. |
«На что похоже?» |
Активизировать процесс воображения |
Дидактическая игра |
Ребенку предлагается набор различных фигур, вырезанных по контуру из белой бумаги. Внимательно рассмотрев фигуры, ребенок должен сказать, на что похожа каждая из них. Можно предложить детям дорисовать воображаемый объект. |
2. |
«Удочка» |
Развивать воображение, внимание, играть в коллективе |
Подвижная игра |
Дети становятся по кругу, воспитатель в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком. По сигналу: «Ловлю!» - воспитатель вращает шнур, постепенно удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. Если мешочек коснулся ног играющих, значит он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур пока кого-нибудь не поймает. |
3. |
«Что бы было, если...» |
Развивать воображение и творческие способности |
Игровые ситуации |
Детям задают вопросы: Что бы ты сделал, если бы из крана полился апельсиновый сок? Что можно делать с картошкой? |
4. |
«Узелки» |
Развивать у детей воображение и ловкость |
Развивающая игра |
Игра требует наличия трениро-вочного пособия из узлов. Оно состоит из двух соединенных рамок с прутом в каждой. В верхней рамке завязаны 14 узлов (образцов), расположенных по мере роста их сложности, а в нижней - отрезки шнура в таком количестве, чтобы можно было сделать точные копии верхних узлов. Возможны след. варианты заданий: 1. Завяжи на нижнем отрезке узел по образцу, который сделан наверху. 2. Для чего годится такой узел? 3. Какой из узлов лучше и почему? (например, сравнить номера: 3 и 4, 10 и 11,12,13 и 14). 4. Придумай новые узлы: смешные; красивые; прочные. 5.Придумай фокус с узелком. 6.Сделай узор из узелков, используя несколько шнуров. |
5. |
«Составление предложений» |
Активизировать процесс воображение |
Словесная игра |
Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: комнатные растения (любое название), человек, дом). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. |
6. |
«Море волнуется» |
Активизировать творческое воображении, играть в коллективе |
Подвижная игра |
Дети выбирают ведущего. Пока остальные играющие свободно двигаются по площадке, ведущий произносит следующие слова: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три! Любая фигура замри! После этих слов игроки должны замереть, изображая какую-нибудь фигуру. По просьбе ведущего каждый ребенок показывает движения, характерные для изображенного объекта. Выбирается лучшая фигура, и игрок, изображавший ее, становится ведущим. Игра продолжается. |
7. |
«Небыли-цы» |
Развивать воображение и учить детей фантази-ровать |
Словесная игра |
Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы. |
8. |
«Поезд» |
Развивать логическое мышление и воображение |
Подвижная игра |
Дети строятся друг за другом; первые - держат два цв. круга (фонари). Остальные дети - вагоны. По сигналу воспитателя: «Поезд отправляется!» - дети идут между рейками; по сигналу: «Быстрее!» - бегут; по сигналу: «Поезд подходит к станции» - останавливаются. На остановке дети могут побегать, погулять. Закончить игру можно большей остановкой; дети шагают стоя на месте - стучат колёса. Шагают всё медленнее и медленнее - поезд останавливается. |
9. |
«Чепуха» |
Активизировать процесс воображения |
Словесная игра |
Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим. |
10. |
«Совушка» |
Формировать способность входить в образ |
Подвижная игра |
Дети, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках. Один из играющих совушка надевает шапочку совы и влезает повыше на гимнастическую стенку. Дети бегают, помахивая рука-ми, изображают птичек, останавливаются. Воспитатель произносит слова: Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Глазами не глядит, Да вдруг как…. полетит! Совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками; все птички улетают. Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может унести с собой.когда совушка улетит на охоту, птичка должна улететь. |
11. |
«Угадай, что в мешочке» |
Развивать процесс воображения |
Дидактическая игра |
В мешочек помещают предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям: «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?». Своим словом воспи-татель вносит элемент загадо-чности, занимательности. Узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа. |
12. |
«Живые лепестки» |
Закреплять представление о делении цветов на тёплые и холодные |
Дидактическая игра |
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. Двум водящим раздаются круги: оранжевый - «Солнышко» и голубой - «Льдинка». Остальные дети получают по лепестку. Водя-щие встают друг напротив друга с поднятыми кружками и зовут: «Я - льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я - солнышко, все теплые цвета, ко мне!». Дети-лепестки встают в ряд так, чтобы самые тёплые цвета были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Так же располагаются и холодные цвета. |
Автор:Бажитова Наталья Александровна
воспитатель первой
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 364»
г. Челябинск
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)