rainbow

Для чего нужны нам сказки?

 

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить…

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

       

Непосредственно – образовательная деятельность в группе старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

 - уточнить и обогатить знания детей о сказках, продолжать учить определять тип и вид сказки;

 - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь;

- учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие: 

- развивать дикцию и фонематическое восприятие; 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание;

- развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку;

- воспитывать у детей умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение сказок Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, Корнея Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам.

Оборудование: 

1. Презентация «Путешествие по сказкам».

2. Картинки с эпизодами из сказок: «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка», «Айболит», «Муха – Цокотуха».

Словарная работа: проговаривание физминутки, пересказ сказок, активизировать словарь: чудесная, мудрая, загадочная, волшебная.

Непосредственно – образовательная деятельность

Вводная часть.  

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся. (Сели)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель: Сказка — это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает. Ребята, на какие виды делятся сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: Что такое народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.

Воспитатель: Что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: Авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель:Если вы так хорошо говорили, что такое сказка, то быстро догадаетесь, какими словами начинается она?

Дети: Жили были дед и баба...

В некотором царстве, в некотором государстве...

Воспитатель: Какими словами  заканчивается сказка?

Дети: ... и жили они вместе долго и счастливо;

... ни в сказке сказать, ни пером описать.

… тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

… и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

Воспитатель:А как можно сказать о сказке, какая она?

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.

Воспитатель: Ребята,  приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир.   

Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

На экране появляется Золушка.

«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу книгу сказок и принёс нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков. Выполните все его задания и волшебными ключами откроете книгу сказок».

Воспитатель: Давайте отправимся в страну сказок и поможем Золушке навести в ней порядок. Выполняя задания, вы получите ключи, которыми сможете открыть волшебную книгу и узнать, что вас там ожидает.

Первое испытание: «Узнай сказку по загадке»

Я загадываю вам загадку, а вы отгадываете и называете, из какой сказки герой.

Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

Он хозяина любил, 

Верно он ему служил. 

Сапоги носил и злого

Людоеда победил. (Кот в сапогах)

Я с бала королевского

Однажды убегала 

И туфельку хрустальную 

Случайно потеряла. (Золушка) 

Воспитатель: Вы хорошо справились с загадками. А сейчас подойдем к первому столу. Злой волшебник приготовил для  вас задание:

«Узнай сказку по картинкам».

Показываю иллюстрации, а вы должны назвать героев, сказку и автора.

Сложить сказку «Дюймовочка» по картинкам последовательно, объяснить свой выбор. (Детям вручается ключ за правильность выполнения задания)

Воспитатель: Переходим ко второму столу. «Узнай сказку по героям»

Злой волшебник смешал буквы. По этим буквам вы должны прочитать имя героя, показать иллюстрацию  и назвать сказку. Для выполнения задания разделитесь на пары.

ГЕРДА, БУРАТИНО, ЗОЛУШКА, АЙБОЛИТ.

После правильного выполнения задания вручить ключ.

Воспитатель: Пройдем на коврик и выполним разминку.

 

Физическая пауза: «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)                                             

Воспитатель: Ребята, пройдите на стульчики. Поиграем в игру «Путаница». Я называю вам героя, а вы говорите, как правильно звучит его имя: Гадкий котенок, Три волчонка, Солнечная королева, Зеленая шапочка, Кот в валенках, Почтальон Айболит.

А сейчас внимание на экран. Злой волшебник приготовил вам следующее испытание:  «Угадай героя по описанию»

Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая. (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, ни кротости. (Снежная королева)

Жила – была в одной деревушке девочка – пригожая как весенний денек. Мать ее очень любила, а бабушка просто души в ней не чаяла. Добрая старушка купила ей шапочку, которая девочке была очень к лицу. (Красная шапочка)

Она была очень доброй и милой девушкой, характером в свою покойную мать. Терпеливо выполняла всю самую черную  работу в доме, спала под крышей на чердаке, на соломенном тюфяке. (Золушка)

Она была такая нежная, крошечная девочка. Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки матрацем, а лепесток розы – одеяльцем. В эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. (Дюймовочка)

Воспитатель: Вы правильно назвали всех героев. Вот вам еще один ключ.       

Воспитатель: Ребята, пройдем к третьему столу, где Злой волшебник приготовил для вас еще одно испытание: «Сказочное лото».  (Разделить по 2 человека) Нужно собрать картинки к своей сказке. (Красная шапочка, Золушка, Дюймовочка, Снежная королева) Объясните, почему вы выбрали именно эти картинки. За выполненное задание вручить ключ.

Воспитатель: Ребята, пройдем к четвертому столу. Злой волшебник приготовил для вас последнее испытание: «Автор и его сказки». На столе мы видим портреты авторов. Это Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский. Нужно разложить книги, лежащие на столе, перед портретами авторов, которые их написали. Вручить ключ за правильно выполненное задание. Пригласить на стульчики.

Воспитатель:Мы сегодня вспомнили с вами много сказок. Назовите их, пожалуйста. Как вы знаете, в сказках есть хорошие персонажи, а есть плохие. У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты характера героев в положительные: лживый – правдивый, трусливый – храбрый, злой – добрый, жадный – щедрый, ленивый – трудолюбивый, глупый – умный, слабый – сильный. Ребята, вы всегда сможете встретиться с любимыми сказочными героями на страницах книг. Выполняя задания злого волшебника, вы собрали все ключи, которыми можно открыть замки на волшебной книге. Подберите ключи к замкам. Какой же нас ждет сюрприз? (Открываем книгу) Это подарок – книга в нашу групповую библиотеку. Надеюсь, что в сказках теперь порядок и все встало на свои места. Сказки мы прочитаем в группе и убедимся в этом. Наше путешествие по сказкам подошло к концу. Спасибо, ребята, за занятие. Спасибо гостям  за внимание. До свидания.

 

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 90 общеразвивающего вида»

г. Магнитогорска