rainbow

Из опыта внедрения инклюзивного образования

 

Термин «инклюзивное образование» в современной педагогической практике не нов, но зачастую инклюзивное образование рассматривают только как обучение детей-инвалидов в обычных классах наравне со всеми. Хотя это понятие гораздо шире.

Современные нормативные документы четко дают трактовку данного понятия. «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы: с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья; столкнувшиеся с трудностями при обучении; живущие в неблагоприятных условиях.

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Остановлюсь на категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ни для кого не секрет, что в школах обучается множество детей с различными ОВЗ. Зачастую этих детей считают ленивыми, не мотивированными к обучению, неуспешными, и большинство педагогов, да и родителей, зачастую не задумываются о причинах такого положения ребенка. А причина банальна – особенности здоровья детей. Но к 6-8 классу накапливается огромное количество учебных проблем, с которыми и репетиторы уже не смогут справиться.

Что делать родителям? Выход есть.

До 8-ого класса включительно ученики должны пройти территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию и получить заключение, в котором для образовательной организации будут прописаны рекомендации для конкретного ребенка и будет установлена категория ОВЗ, к которой относится ребенок, например, «с задержкой психического развития».

С этим заключением родители могут получить направление в специализированный класс. Но при обучении в специализированном классе/школе обучение не является инклюзивным. Либо родители предоставляют в школу заключение, пишут заявление о переводе на инклюзивное образование и заключают с образовательной организацией соответствующий договор.

То есть, родители (законные представители) должны понимать, что такого рода статус позволяет требовать специально созданных условий за счёт средств государственного финансирования.

Немаловажное преимущество заключается в том, что по окончании основной школы учащийся имеет право сдавать только два экзамена по русскому языку и математике в форме ГВЭ, что значительно повышает шансы на получение аттестата об основном общем образовании.

Кроме того, в коллективе ребенок получает социальный опыт; появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

Конечно, педагоги-практики выделяют и отрицательные моменты инклюзивного образования:

Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. И здесь как никогда важна роль учителя, который должен показать пример правильного отношения к «особенным» детям.

Возрастает нагрузка на учителя, который должен при построении урока учитывать особенности инклюзивного класса. «Особые» дети могут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Может снижаться качество образования для обычных детей.

Но сколько бы трудностей мы не перечисляли, инклюзия в образовательной сфере является шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями в класс, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни.

 

Литература

  1. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — с. 374-377.
  2. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по состоянию на 2017 год.

 

Автор: Морозова Вера Юрьевна

учитель физики и информатики

ГБОУ СОШ № 313

Фрунзенского района Санкт-Петербурга