rainbow

Проект «Зимние чудеса»

 

Проблема: у детей не достаточно развито представление о традициях празднования Нового Года и Рождества.

Вид проекта: социально – личностный, познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность: среднесрочный.

Форма проведения: групповая.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО студии, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта:

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта базируется на идее народной педагогики по формированию привязанности к своей культуре, рациональном использовании общенародных праздников, основанном на народных традициях и обычаях.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года и Рождества. В процессе работы по проекту  расширяются представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года и Рождества, его атрибутике, персонажах, лучших музыкальных, литературных и кинопроизведениях по теме.

Цель:

Формирование у старших дошкольников навыков праздничной культуры через ознакомление с традициями празднования Нового года и Рождества в России.

Задачи:

1. Наполнить предметно-развивающую среду в группе по теме проекта.

2. Разработать и реализовать перспективный план работы.

3. Расширить представления детей о традициях празднования Нового года и Рождества через познавательно-игровую деятельность.

4. Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.

5. Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.

6. Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.

7. Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления.

8. Воспитывать интерес и любовь к народным праздникам и традициям.

9. Приобщить родителей к созданию единого образовательного пространства по теме проекта.

Ожидаемый результат:

1. В группе создана предметно-развивающая среда для ознакомления детей с зимними праздниками, отмечаемыми в нашей стране.

2. Разработан и реализован перспективный план работы (модель трех вопросов, паутинка, совместное планирование с детьми)

3. Дети имеют представление об истории и традициях празднования Нового года в России.

4. Родители принимают активное участие в мероприятиях по реализации проекта.

 

Всю работу над проектом разделили на следующие этапы:

I этап – Подготовительный

1. Сбор информации по теме;

2. Создание необходимых условий для реализации проекта;

3. Подбор материала для продуктивной деятельности;

4. Подбор аудио – и видеоматериала;

5. Подбор художественной литературы по теме;

6. Подбор дидактического материала;

7. Подбор загадок по теме;

8. Оформление картотеки подвижных игр;

9. Разработка мероприятий;

10. Оформление папок – передвижек для родителей;

11. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

 

II этап – Реализация проекта

Познавательное развитие

Обсуждение на утреннем круге: «История праздника Новый год», «Традиции празднования Нового года», «Откуда Ёлка к нам пришла», «Здравствуй зимушка – зима»,  «Зимние забавы».

Беседы: «Новый год в твоей семье», «Как мы встречаем Новый год: обычаи, традиции», «Как отмечали новый год в старину?», «Почему люди наряжают елку?», «Сколько лет Деду Морозу?», «Новый Год в разных странах», «Безопасный Новый Год» (безопасность детей при проведении новогодних праздников)

Наблюдения на прогулкеза сезонными изменениями в природе,  за живой и неживой природой.

Решение проблемных ситуаций:

«Обрядовая символика и персонажи» (почему праздник проходит вокруг елки? Об истории Новогодней игрушки), «Где живёт Дед Мороз?», (про родину Деда Мороза - Великий Устюг), «Как встречают Новый год в разных странах» (традиции и обычаи), «Дед Мороз в разных странах».

Дидактические игры: «Украшение для ёлки», «Времена года», «Узнай по описанию»,  «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Зимушка - зима», «Опасно – не опасно», «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Продолжи слово».

 

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Снежная королева», «Суд над декабрем».

Разучивание стихов, сборник стихов «Когда наступит Новый год», Усачев А. «Здравствуй,  Дедушка Мороз!».

Чтение: И. Суриков «Зима», И. Никитин «Встреча зимы», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Д. Савчик «Красавица льдинка», К. Ушинский «Четыре желания», К. Ушинский «Проказы старухи-зимы», П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово».

Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике. Разучивание пословиц и поговорок о зиме.

Сочинение сказок на тему «Сказка в Новогоднюю ночь».

Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.

 

Социально – коммуникативное развитие

Беседы:  «Чтобы не испортить праздник», «Как правильно дарить и получать подарки».

Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в гости к Деду Морозу», «Семья готовится к Новому году», «Покупка подарков к Рождеству».

Игры со строителем (моделирование): «Домик для Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора), «Сани Деда Мороза»  (строительный материал и детали конструктора), «Наряд для Снегурочки» (моделирование из бумаги), «Кормушка для птиц» (детали конструктора, маленький деревянный конструктор).

 

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений: «Времена года» П.И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Слушание в аудиозаписи новогодних песен, новогодние  хороводы, пение новогодних песен; разучивание танцев и музыкальных игр по содержанию сценария.

Игры с музыкальным сопровождением: «Снежный ком», «Плетень», «Золотые ворота», заучивание колядок и песен к развлечению «Коляда, коляда».

Продуктивная деятельность: «Лепим угощения для праздника», «Лепим новогодние слова»,  «Письмо Деду Морозу».

Рисование: «Зимний пейзаж», «Дед Мороз спешит к нам в гости», «Праздник у елки», «Зимние забавы». Тематические раскраски.

Аппликация: «Снежинки», «Хоровод у елки», «Снеговики».

Ручной труд. Конструирование: «Поздравительная открытка к празднику».

Книжки-малышки со стихами  о зиме. Афиша - приглашение на праздник к елке, «Мастерская Деда Мороза» изготовление елочных украшений.

Театрализованная деятельность: инсценирование, обыгрывание прочитанных произведений, песен, разучивание инсценировок по сценарию Новогоднего утренника.

 

Физическое развитие

Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде», игровые ситуации: «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок», дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».

Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Сделай фигуру», «Дорожка препятствий», «День – ночь», «Зимние забавы» (эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках). Метание снежков в цель и на дальность.

 

Взаимодействие с родителями:

Консультации для родителей «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной».

Оформление папки-передвижки: «Зачем детям верить в Деда Мороза».

Обновление и пополнение информации в родительском уголке на тему проекта.

Помощь родителей в оформлении группы к Новому году.

Мастер – класс по вырезыванию снежинок.

Организация выставок зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима» и поделок «Зимушка-зима».

 

III этап - Заключительный

Новогодний праздник. Развлечение «В гости к Снежной королеве».

Поход с колядками в ближайший детский сад. Подведение итогов проекта. Распространение опыта работы в среде коллег, презентация проекта.

 

Автор: Ходакова Людмила Николаевна

МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Великий Новгород