Проект «Зимние чудеса»
Проблема: у детей не достаточно развито представление о традициях празднования Нового Года и Рождества.
Вид проекта: социально – личностный, познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный.
Форма проведения: групповая.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО студии, инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта базируется на идее народной педагогики по формированию привязанности к своей культуре, рациональном использовании общенародных праздников, основанном на народных традициях и обычаях.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года и Рождества. В процессе работы по проекту расширяются представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года и Рождества, его атрибутике, персонажах, лучших музыкальных, литературных и кинопроизведениях по теме.
Цель:
Формирование у старших дошкольников навыков праздничной культуры через ознакомление с традициями празднования Нового года и Рождества в России.
Задачи:
1. Наполнить предметно-развивающую среду в группе по теме проекта.
2. Разработать и реализовать перспективный план работы.
3. Расширить представления детей о традициях празднования Нового года и Рождества через познавательно-игровую деятельность.
4. Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.
5. Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
6. Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
7. Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления.
8. Воспитывать интерес и любовь к народным праздникам и традициям.
9. Приобщить родителей к созданию единого образовательного пространства по теме проекта.
Ожидаемый результат:
1. В группе создана предметно-развивающая среда для ознакомления детей с зимними праздниками, отмечаемыми в нашей стране.
2. Разработан и реализован перспективный план работы (модель трех вопросов, паутинка, совместное планирование с детьми)
3. Дети имеют представление об истории и традициях празднования Нового года в России.
4. Родители принимают активное участие в мероприятиях по реализации проекта.
Всю работу над проектом разделили на следующие этапы:
I этап – Подготовительный
1. Сбор информации по теме;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Подбор материала для продуктивной деятельности;
4. Подбор аудио – и видеоматериала;
5. Подбор художественной литературы по теме;
6. Подбор дидактического материала;
7. Подбор загадок по теме;
8. Оформление картотеки подвижных игр;
9. Разработка мероприятий;
10. Оформление папок – передвижек для родителей;
11. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II этап – Реализация проекта
Познавательное развитие
Обсуждение на утреннем круге: «История праздника Новый год», «Традиции празднования Нового года», «Откуда Ёлка к нам пришла», «Здравствуй зимушка – зима», «Зимние забавы».
Беседы: «Новый год в твоей семье», «Как мы встречаем Новый год: обычаи, традиции», «Как отмечали новый год в старину?», «Почему люди наряжают елку?», «Сколько лет Деду Морозу?», «Новый Год в разных странах», «Безопасный Новый Год» (безопасность детей при проведении новогодних праздников)
Наблюдения на прогулкеза сезонными изменениями в природе, за живой и неживой природой.
Решение проблемных ситуаций:
«Обрядовая символика и персонажи» (почему праздник проходит вокруг елки? Об истории Новогодней игрушки), «Где живёт Дед Мороз?», (про родину Деда Мороза - Великий Устюг), «Как встречают Новый год в разных странах» (традиции и обычаи), «Дед Мороз в разных странах».
Дидактические игры: «Украшение для ёлки», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Зимушка - зима», «Опасно – не опасно», «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Продолжи слово».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Снежная королева», «Суд над декабрем».
Разучивание стихов, сборник стихов «Когда наступит Новый год», Усачев А. «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Чтение: И. Суриков «Зима», И. Никитин «Встреча зимы», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Д. Савчик «Красавица льдинка», К. Ушинский «Четыре желания», К. Ушинский «Проказы старухи-зимы», П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово».
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике. Разучивание пословиц и поговорок о зиме.
Сочинение сказок на тему «Сказка в Новогоднюю ночь».
Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.
Социально – коммуникативное развитие
Беседы: «Чтобы не испортить праздник», «Как правильно дарить и получать подарки».
Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в гости к Деду Морозу», «Семья готовится к Новому году», «Покупка подарков к Рождеству».
Игры со строителем (моделирование): «Домик для Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора), «Сани Деда Мороза» (строительный материал и детали конструктора), «Наряд для Снегурочки» (моделирование из бумаги), «Кормушка для птиц» (детали конструктора, маленький деревянный конструктор).
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений: «Времена года» П.И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Слушание в аудиозаписи новогодних песен, новогодние хороводы, пение новогодних песен; разучивание танцев и музыкальных игр по содержанию сценария.
Игры с музыкальным сопровождением: «Снежный ком», «Плетень», «Золотые ворота», заучивание колядок и песен к развлечению «Коляда, коляда».
Продуктивная деятельность: «Лепим угощения для праздника», «Лепим новогодние слова», «Письмо Деду Морозу».
Рисование: «Зимний пейзаж», «Дед Мороз спешит к нам в гости», «Праздник у елки», «Зимние забавы». Тематические раскраски.
Аппликация: «Снежинки», «Хоровод у елки», «Снеговики».
Ручной труд. Конструирование: «Поздравительная открытка к празднику».
Книжки-малышки со стихами о зиме. Афиша - приглашение на праздник к елке, «Мастерская Деда Мороза» изготовление елочных украшений.
Театрализованная деятельность: инсценирование, обыгрывание прочитанных произведений, песен, разучивание инсценировок по сценарию Новогоднего утренника.
Физическое развитие
Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде», игровые ситуации: «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок», дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».
Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Сделай фигуру», «Дорожка препятствий», «День – ночь», «Зимние забавы» (эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках). Метание снежков в цель и на дальность.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной».
Оформление папки-передвижки: «Зачем детям верить в Деда Мороза».
Обновление и пополнение информации в родительском уголке на тему проекта.
Помощь родителей в оформлении группы к Новому году.
Мастер – класс по вырезыванию снежинок.
Организация выставок зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима» и поделок «Зимушка-зима».
III этап - Заключительный
Новогодний праздник. Развлечение «В гости к Снежной королеве».
Поход с колядками в ближайший детский сад. Подведение итогов проекта. Распространение опыта работы в среде коллег, презентация проекта.
Автор: Ходакова Людмила Николаевна
МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»
г. Великий Новгород
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)