rainbow

Методическая разработка по теме: «Особое детство»

Конспект занятия по заучиванию стихотворения А. Барто «Уронили

Мишку на пол» с использованием мнемотехники через интегрированную совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

 

Актуальность

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в раннем детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне сострадать, возмущаться, радоваться.

Стихи для детей в этот период – один из самых первых и простых опытов знакомства с окружающим. Именно с них начинает складываться первый круг чтения. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и заучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека о мире, начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времен года, отношений между ребенком и родителями. Учит их сопереживать, сочувствовать и воспринимать реальность.

Но восприятие художественного текста ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания находится главный герой, его внешность и действия. Чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Именно в этот период уже необходима и важна работа с младшими дошкольниками по формированию толерантного отношения к людям с особыми возможностями здоровья.

Данная методическая разработка прекрасно подходит для использования педагогами в качестве обучающей и полезной для разучивания стихов. Она предназначена для младшей группы детского сада. А также может быть актуальна и для родителей. Родителям порой так же необходимо задуматься о своих друзьях, знакомых, просто о доброте, заботе и гуманности в своем окружении.

Цель: Учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение А. Барто «Уронили Мишку на пол» с опорой на мнемотехнику.

Задачи:

1. Познакомить со стихотворением. Продолжать формировать умение слушать. Учить рассказывать небольшое по объему стихотворение с помощью воспитателя, используя мнемоквадраты, мнемодорожку. Расширять словарный запас детей.

2. Развивать речь, внимание, слуховую память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость.
4. Вызвать чувства переживания к персонажу; любить и играть с ним, воспринимая его какой он есть.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - познакомить с произведением А.Барто «Уронили Мишку на пол».
«Коммуникация» - ответы на вопросы в форме диалога.

«Здоровье» - динамическая пауза, развитие мелкой моторики.

«Музыка» - Музыкотерапия (Екатерина Железнова «Мишка косолапый»)

«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание.

«Социализация» - умение любить сломанную игрушку, играть с починенной игрушкой.                                                                                                                                                 

Словарная работа: мишка, лапа; оторвали, уронили, не брошу; хороший, любимый…
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, предметно-практическая.

Материал к занятию: 

Демонстрационный – игрушка Мишка, «мнемоквадраты», «мнемодорожка», магнитофон, мимические маски.

Раздаточный – игрушки Медвежонок, разрезные картинки, «пристёжки» по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный этап

Приветствие.

Дети сидят на ковре вместе с воспитателем.

Дидактическая игра «Выбери настроение» (мимические картинки – улыбка и грусть).

Каждый ребенок выбирает себе мимическую картинку и примеряет её.

Педагог: - Давайте сегодня не будем грустить… а будем улыбаться…

2. Подготовительный этап

Педагог: - Кто же это там рычит «Э-Э-Э», вы слышите ребятки?

 - Я пойду посмотрю (приносит игрушку - медведя).

 - Кто пришел к нам в гости? (называют)

 - Это наш Мишка, любимый, хороший, самый лучший! Поздоровайтесь с Мишкой.

Музыкотерапия (Екатерина Железнова «Мишка косолапый»)

Педагог: Давайте мы с вами будем медвежатами. Как рычит наш Мишка? Пойдем как мишки косолапые… (подражание Мишке и имитация движений медведя под музыку). После музыкально-динамической паузы дети садятся на стульчики полукругом.

3. Основной этап

Педагог: - Посмотрите на нашего медвежонка.

- Что есть у мишки? (воспитатель показывает на части тела игрушки, дети отвечают)

- У Мишки есть глазки, чтобы все видеть. (для чего у Мишки глазки?)

- У Мишки есть ушки, чтобы все слышать. (для чего у Мишки ушки?)

- У Мишки есть нос, чтобы нюхать. (для чего у Мишки нос?)

- У Мишки есть лапки, чтобы ходить и добывать себе еду.

- ОЙ!  Ой! - А, что это у него с лапкой, и Мишка совсем грустный. (ответы детей)

- Послушайте, что случилось с Мишкой. (чтение стихотворения А. Л. Барто «Уронили мишку на пол» педагогом интонационно-выразительно)

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу,

Все равно его не брошу-

Потому, что он хороший.

Педагог прижимает Мишку к себе и нежно гладит со словами:

Все равно его не брошу

Потому, что он хороший.

Педагог: - Что случилось с Мишкой? (уронили) Что у мишки с лапой? (оторвали) А Миша у нас какой?

Мы пришьем ему лапку и будем с ним играть…

Педагог: - Давайте попробуем рассказать стихотворение про нашего Мишку…

Нам помогут картинки-подсказки.

Выставляются на доскумнемоквадраты по одному на каждую строчку стиха. Сначала рассматривается картинка и что на ней изображено, потом педагог проговаривает строчку, затем вместе с детьми.

Педагог: - Давайте повторим по картинке все вместе «Уронили Мишку на пол»:…, и еще раз…(повтор 2 раза)                                                                                                                               

Педагог: - «Оторвали Мишке лапу»… и ещё раз…(дети повторяют 2 раза)

Педагог: - «Всё равно его не брошу»… и ещё раз….(повтор строчки 2 раза)

Педагог: - «Потому что он хороший»… и ещё раз…(повтор)         

Затем собирается мнемодорожка из 4-х карточек и стихотворение читается целиком вместе с детьми.

Педагог: - Давайте повторим всё стихотворение по картинкам (2 раза).

Педагог: - Ребятки, а давайте мы все пожалеем Мишку (Мы его не бросим, Мишка у нас хороший). Мы его полечим, пришьем ему лапку.

Дети подходят и гладят своего друга-игрушку, и садятся за столы.

Педагог обращает внимание детей на то, что Мишка повеселел. И предлагает обращаться с мишкой ласково, бережно, любить его, напоминает, что он «хороший» и предлагает сесть на стульчики за столы.

Предметно-практическая деятельность детей:

1) Игра «Сложи картинку»

Каждому ребенку предложена разрезная картинка «медвежонка». Нужно собрать картинку из 2-3 частей.

2) Упражнение «Пристежка- Мишка»

Малыши пристегивают медвежонку лапу.

Педагог помогает прочитать стихотворение детям, проговаривая его вместе с ними во время предметно-практической деятельности.

Итоговый этап: 

Педагог: - Кто пришел сегодня с вами поиграть? (Мишка, медвежонок, медведь, Миша)

- Что случилось с Мишкиной лапой? (оторвали)

- А Миша у нас какой? («хороший»…)

- Что медведь любит? (предполагаемые ответы детей)

Игровая деятельность

Педагог приглашает малышей поиграть с Мишкой (для каждого ребенка приготовлена игрушка-медведь).

 

Автор: Кокшарова Надежда Петровна

учитель-логопед

МБДОУ -  детский сад присмотра и оздоровления № 333

г. Екатеринбург