rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Как подготовить ребенка к школе

Большинство родителей сильно переживают, отдавая ребенка в школу. Как его подготовить? Что он должен уметь? Чтобы быть уверенными в том, что малыш будет радовать маму и папу, учась на одни пятерки, некоторые начинают развивать его с самого рождения и к шести годам с гордостью перечисляют его заслуги: считает до 1000, бегло читает, выучил наизусть сказку «Конек-горбунок» и заканчивает учить таблицу умножения. Но еще Ш. Амонашвили отмечал, что все это вовсе не показатель не только гениальности, но даже и талантливости ребенка. Как отмечает Филатова Т. Ю.: «Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети, имеющие нарушение интеллекта, уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы». Не понимая этого, часто в начальной школе родители приходят с претензиями к педагогу: «Я отдала вам подготовленного ребенка (или вообще гения), а у него стоят четверки (или того хуже — тройки) по нескольким предметам». Учителю бывает очень трудно объяснить, что все вышеперечисленные знания в чем-то помогают, но вовсе не гарантируют успешности в учебном процессе.

А что гарантирует? Что является критерием подготовленности к школе? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Безусловно, на успех ребенка в школе влияет множество факторов, но я хотела бы обратить внимание на познавательную готовность ребенка к школе. Познавательная готовность подразумевает, что у ребенка в достаточной мере развиты психические функции: внимание, мышление, память (разные ученые называют от трех до пяти психических функций, влияющих на успех в обучении, я остановлюсь лишь на трех, на мой взгляд, важнейших). Развитие этих функций зависит от того, насколько созрели участки мозга, отвечающие за эти функции. Очевидно, что у разных детей такое созревание происходит в разное время. Поэтому часто я рекомендую родителям не торопиться отдавать ребенка в школу, дать ему еще один год детства, дать мозгу возможность развиться в должной мере. Эксперименту с шестилетками в России уже скоро исполнится 50 лет. Но следует смотреть правде в глаза: он быстро сошел на нет. Вместо обучения шестилеток по особой программе, носящей преимущественно игровой характер, вскоре образование предложило шестилетним детям программу первого класса для семилеток, в некоторых случаях еще и усложнив ее. Единственное отличие — в первом классе работа детей не имеет выражения в отметочной системе. В результате шестилетка с еще не развитыми в должной мере психическими функциями учится тяжело, каждый день превозмогая себя, словно таская неподъемные для него тяжести (часто даже если, придя в школу, уже умел читать и писать). Этот же ребенок в семь лет учился бы легко и не напрягаясь. Вот почему иногда лучше подождать (повторюсь: каждый случай уникален и единого для всех рецепта нет).

Но независимо от того, в каком возрасте ребенок идет в школу, я рекомендую родителям обратить внимание на развитие трех психических функций: внимание, память, мышление.

Почему это так важно?

Внимание. Долгое время занимаясь с детьми, имеющими трудности в обучении, я убедилась, что каждый ребенок без ОВЗ (главным образом имеются в виду дети с нарушением психических процессов) способен усвоить школьную программу, если заниматься с ним один на один. С другой стороны, более 80 % обучающихся (данные взяты относительно количества обучающихся на отлично, либо с одной-двумя четверками в среднестатистическом классе обычной школы (то есть там, где не было специального отбора одаренных или способных детей)) испытывают трудности в освоении школьной программы, а иногда вообще ее не усваивают. В чем же причина того, что ребенок, все понимающий в пустом классе, перестает понимать в полном? Только в одном: в неразвитости внимания, в неспособности сосредоточиться. При проведении урока учитель может использовать разные методы и ресурсы. Но все многообразие и великолепный педагогический опыт не помогут, если ребенок усилием воли не может сосредоточить внимание не на соседе, стучащем ногой по полу, а на доске с наглядным пособием или учителе, объясняющем правила игры. Если не развито произвольное внимание, урок пройдет в пустую, так как в классе, где в последнее время находится более тридцати человек, всегда найдутся отвлекающие моменты. Произвольность внимания помогает ребенку отключиться от них и сосредоточиться на уроке. В свою очередь, переключаемость внимания поможет переходить от одной учебной задачи к другой.

Память. Должное развитие этой психической функции поможет в том, чтобы время, проведенное с пользой на уроке благодаря вниманию, не пропало даром. Ребенок сможет воспроизвести информацию дома в тот же день (кратковременная память), а также через месяц или год (долговременная память). Он сможет воспользоваться этой информацией на других уроках, чтобы выполнить задания правильно.

Мышление. Эта психическая функция помогает ребенку обобщить полученную информацию, выделить существенное, сопоставить с другими знаниями, систематизировать их, увидеть внутренние связи. Если символически представить получение знаний в виде подъема на гору, то ребенок с развитым в должной мере мышлением взбирается на нее по ступенькам. Каждая новая информация готовит его для получения новой, укладывается в его сознании и служит основой для усвоения нового. В то время как ребенок, у которого эта психическая функция недоразвита, карабкается на гору по отвесной стене как альпинист. Легко увидеть аналогию: при должном старании и упорстве он тоже сможет покорить вершину, но усилий и времени затратит значительно больше.

Как помочь ребенку в развитии этих психических функций? Только в игре! В настоящее время существует множество печатных пособий: методических рекомендаций и рабочих тетрадей, созданных именно для этого. Множество материалов можно найти в сети Интернет. Я остановлюсь лишь на некоторых из них.

Произвольность внимания

  1. Самая распространенная и любимая малышами игра: ведущий называет части тела, дети должны прикоснуться к ней. При этом ведущий старается запутать их, называя, например, лоб, а прикасаясь при этом к ноге.
  2. Старинная игра «Да и нет не говорите, черный с белым не берите» тоже помогает развить произвольность внимания.

Переключаемость внимания

  1. Охотники племени Сиу. Детям предлагается представить, что они индейцы племени Сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг. Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение. Можно также «собирать» не только шумы, но определенные звуки в речи (например, звуки [а] в предложении), цвета на прогулке, мальчиков в рубашках, людей с телефонами и т. д.
  2. На картинках с большим количеством предметов найти определенный (например, сосчитать все цветы, или всех животных, в зависимости от того, что нарисовано на картинке).

Память

  1. Кроме традиционных заучиваний стихотворений, которые все же помогают в развитии памяти, можно по вечерам вспоминать с ребенком день. Или играть в наблюдателя. Несколько минут наблюдать за сценой во дворе, парке или в кинотеатре, а потом закрыть глаза и ответить на вопросы, в зависимости от ситуации (Сколько на площадке девочек? Сколько из них были в панамках? С какой стороны стоит самое высокое дерево и т. д.).
  2. Игра с множеством мелких предметов. Рассыпать на столе. Запомнить их расположение. Затем глаза закрываются, а ведущий или убирает что-то, или переставляет предметы.

Мышление

  1. Очень хорошо развивает мышление не только отгадывание загадок, но и придумывание их. Главное, объяснить детям, по каким принципам придумываются загадки. Сухомлинский В. А. отмечал, какой мощный эффект оказывает на развитие ребенка загадывание старинных задач на сообразительность.
  2. Игры «Что общего?», «Чем отличаются?». Начинать их можно с простого: что общего у кастрюли и сковородки; чем отличаются мотоцикл и автомобиль, а затем постепенно усложнять: что общего у яблока и кошки; чем отличаются машины одной марки, девочки-близнецы.
  3. Развивают мышление игры, в которых нужно по разрозненным деталям определить, какому предмету они принадлежат, или наоборот, назвать детали, из которых состоит предмет (например, настольная лампа).
  4. Помогают развить мышление игры, в которых надо восстановить последовательность действий, расставить картинки в нужном порядке или рассказать, что происходит сначала, а что потом (например, как из зерна получилась булка).

В заключение хотелось бы напомнить, что на успех в обучении ребенка влияют множество факторов, начиная от достаточной мотивации малыша и заканчивая атмосферой в семье и школе. Но развивая внимание, память, мышление, мы даем ребенку инструменты, которые помогут ему в нелегком ученическом труде.

 

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — С. 19.

2. Майер Р. В. Психология обучения без огорчения: книга для начинающего учителя. — Глазов, 2010. — С. 9.

3. Морозова М. А. Развитие памяти и внимания у первоклассников // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/05/29/razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-pervoklassnikov

4. Сухомлинский В. А. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в средней школе // http://booksonline.com.ua/view.php?book=127110

5. Филатова Т. Ю. Советы родителям «Как развить память, внимание и мышление ребенка» // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/04/sovety-roditelyam-kak-razvit-pamyat-vnimanie-i

 

Автор: Берестова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ СШ № 111 Советского района Волгограда