rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Конспект НОД в старшей логопедической группе

Тема: «Незнайка в волшебной стране звуков и слов»

 

Цель: Освоение действия интонационного выделения звука в слове. Формирование представлений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи:

  1. Осваивать действия интонационного выделения звука в слове.
  2. Закреплять знания детей о терминах «Звук», «Слово».
  3. Формировать у детей представления о твердых и мягких согласных на материале звуков С СЬ.
  4. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
  5. Закреплять знания детей о протяженности слов.
  6. Упражнять детей в подборе рифмованных слов.
  7. Дать понятие о звонкости и глухости на материале неречевых звуков, развивать слуховое внимание.

Материалы: картинки с изображением синего и зеленого гномов, набор картинок на звуки [С] и [С’], игрушка орел, картинка с изображением Незнайки, клубки, жетоны, коробка с двойным дном.

Ход НОД:

1. Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише

                           Что-то странное я слышу.

                           Кто-то к нам сюда спешит,

                           Кто-то к нам сюда летит…

                           Посмотрите скорее в окно, кто там летит?

Дети смотрят в окно.

Воспитатель незаметно достает игрушечного орла с запиской, прикрепленной к крылу, и привлекает внимание детей.

Воспитатель: Кто это к нам прилетел?

Дети: Это орел.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем орел к нам прилетел?

Дети: Смотрите, у него под крылом записка. Он принес записку.

Воспитатель: Интересно, от кого орел принес нам записку? (разворачивает записку, на ней изображен Незнайка)

Дети: От Незнайки.

Воспитатель: Слушайте внимательно, что написал нам Незнайка (читает).

Дети, дети, помогите

Просто кругом голова

Перепутал все на свете

Рифмы, звуки и слова.

Я запутался совсем

Где решение проблем?

Воспитатель: Дети, вы что-нибудь понимаете?

Ответы детей

Воспитатель: Я кажется, догадалась. Незнайка опять попал в неприятную историю. Помните, мы с вами читали сказку про Незнайку. Кем он хотел быть?

Дети: Музыкантом, художником, поэтом.

Воспитатель: Что из этого получилось?

Ответы детей

Воспитатель: А сейчас Незнайка попал в волшебную страну звуков и слов и опять там все перепутал. Он просит нас о помощи. Что будем делать?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы туда попадем?

Дети: На самолете, на поезде и т.д.

Воспитатель: Ребята, страна звуков и слов волшебная. Попасть туда можно, если назвать длинное слово.

Ответы детей.

Воспитатель: Мы можем отправляться. Все вместе скажем «Вокруг себя обернись и в волшебной стране окажись».                                                 

2. Дети подходят к доске. На ней висит изображение Незнайки.

Воспитатель: Садитесь на стулья, и я вам расскажу, что натворил Незнайка. (дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

Воспитатель: (Показывает картинку и рассказывает)В волшебной стране живут два братца, два гнома, старший и младший. Старший братец всегда носит синий колпак и живет в доме с синим окном. У него есть синий автомобиль и большой насос, которым он накачивает колеса своего автомобиля. Вот как он это делает: «С-с-с».

Дети повторяют: «с-с-с».

Воспитатель: Синий гном всегда говорит очень твердо: «С-с-с».

Дети повторяют.

Воспитатель: А младший братец носит зеленый колпачок, живет в домике с зеленым окошком и накачивает колесики своего автомобильчика маленьким насосиком «сь-сь-сь».

Дети повторяют.

Воспитатель: Зеленый гном всегда говорит очень мягко: «Сь-сь-сь».

Дети повторяют.

Воспитатель: Старший братец очень любит сливы, а младший – персики. В слове «слива» как звучит звук [С], твердо или мягко?

Дети: Твердо. А в слове «персик» как звучит звук [С’]?

Дети: Мягко.

Воспитатель: Правильно, звук [С] – твердый, а звук [С’] - мягкий (дети еще раз повторяют).

Воспитатель: Ребята, Незнайка решил помочь гномам убрать вещи на место, но как всегда все перепутал. Давайте назовем картинки (на большом листе нарисованы картинки, дети вместе с воспитателем называют их и интонационно выделяют звуки  [С] и [С’]).

 А теперь поможем Незнайке правильно разложить вещи гномов. 

1 задание: «Помогите Незнайке правильно разложить картинки»

Картинки, в названии которых слышится твердый звук [С] – отдайте синему гному, а картинки, в названии которых слышится мягкий звук [С’] – зеленому гномику.

Дети подходят к столам, сдвинутым вместе, берут большие карты с изображением гномов и по 2 маленькие карточки в конвертах (1 на звук [С] и 1 на звук [С’]).  Выполняют задание.

Воспитатель по мере выполнения задания задает детям вопросы:

- В слове «стол» какой слышится звук: твердый [С] или мягкий [С’]?

Ребенок: Твердый звук [С].

- Почему ты дал семечки зеленому гному?

Ребенок: В слове «семечки» слышится мягкий звук [С’] и т.д.

- Назовите слова, в которых слышится твердый звук [С].

Дети называют слова: стол, стул, носок, стакан, посуда.

- Назовите слова, в которых слышится мягкий звук [С’].

Дети называют слова: велосипед, серьги, гусь, письмо, семечки.

 

2 задание: Волшебные клубки (динамическая пауза на развитие моторики рук)

Воспитатель: Незнайка решил связать гномам новые колпаки, но вместо этого размотал все клубки с нитками. Давайте поможем их смотать. (Под веселую музыку дети сматывают «волшебные клубки») 

3 задание: «Помогите Незнайке найти похожие слова»

Вывешивается большой лист с картинками (Дети садятся на ковер)

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, ватрушка, кукушка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне (мышка, шишка, книжка, крышка)

Я скажу тебе ДОМ, ты ответишь мне (ком, сом, лом, гном)

Я скажу тебе СВЕЧКА, ты ответишь мне (печка, речка, гречка)

Я скажу тебе КОШКА, а ты ответишь мне (ложка, мошка, ножка)

(за правильно найденное слово дети получают фишку) 

3. Итог

Воспитатель: Ребята, чем мы помогли Незнайке?

Ответы детей.

Воспитатель: Незнайка дарит вам большую коробку конфет! Пора нам возвращаться в детский сад. Скажем вместе «Вокруг себя обернись и в детском саду окажись».

Воспитатель: Открывает коробку с конфетами. «Незнайка как всегда все перепутал, конфеты не настоящие».

Дети достают конфеты, они «шумят». Складывают конфеты обратно в коробку.

Вот только жаль, что конфеты мы так и не попробовали. А хотите, я покажу вам фокус?

Воспитатель незаметно переворачивает коробку вверх дном, накрывает ее «волшебным покрывалом»

Дети вместе с воспитателем говорят «волшебные слова»: фокус-мокус-покус.

Достают из коробки настоящие конфеты, угощают гостей. 

Приложение

1. Картинки символы на звуки [с] [с`]


2. Образец наборного полотна на дифференциацию твердых и мягких звуков


3. Игра «Помоги Незнайке найти похожие слова»


Автор: Голева Юлия Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №125»

г. Череповец