Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка
Жизнь сегодня предъявляет человеку особые требования: высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования, - повышение качества образования. Не секрет, что в наше время компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично. Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению. Известно, что «единственный путь к познанию – это деятельность». Как обучать в новых условиях? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Качество образовательного процесса - важный показатель продуктивности педагогической деятельности. Он определяется степенью обеспечения развития каждого учащегося в соответствии с его возможностями и выявляется через динамику его развития и образованности. При формировании мотивации учителю необходимо начать с диагностики, чтобы выявить исходное состояние мотивации обучающихся.
Проведя опрос обучающихся, я сделала вывод, что у них преобладают личностные мотивы: хочу стать грамотным, хочу быть умным и эрудированным, хочу учиться; на втором месте по значимости стоят практически значимые мотивы: хочу добиться полных и глубоких знаний, хочу научиться самостоятельно работать; на третьем месте – общественные мотивы: это мой долг, хочу быть полезным гражданином, чтоб товарищи со мной дружили, не хочу подводить свой класс, и личностные: чтоб похвалил учитель, нравится получать хорошие оценки, родители заставляют. Но в моей практике встречаются случаи полного отсутствия мотивации. Такие дети живут в семьях, где родители не работают, ведут асоциальный образ жизни.
Поэтому встали вопросы, как избежать этого, как изжить скуку на уроке, как сделать учение интересным для учащихся, как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в своей педагогической деятельности обратиться к проблеме формирования и сохранения познавательного интереса к учению как способу развития личности.
Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. И у каждого из нас, я думаю, есть огромный багаж знаний и навыков использования различных форм, методов, способов организации учебного процесса, работающих на поддержание познавательной мотивации.
Следующим этапом формирования мотивации станет постановка целей воспитания мотивации, а также отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации, которые позволят за небольшой срок обеспечить максимальный в данных условиях результат развития мотивации.
Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Я стараюсь так общаться с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, что с удовольствием работать в группе, общаться с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению очень важно для каждого.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися;
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей.
Эффективными методами обучения для развития мотивации являются проблемное обучение и интерактивные методы. Большое влияние оказывает благоприятная атмосфера в коллективе, применение коллективной работы.
Важную роль играет взаимодействие с родителями, которые могут помочь в формировании положительного настроя на учебу, школу.
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Учитель формирует на уроке положительное отношение к новым знаниям, создает ситуации успеха, создает эмоциональный настрой на урок. Существует мнение, что ребенок «влюбляется» не в предмет, а в учителя, который его перепадает. Отсюда появляется интерес к предмету.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.
Сухомлинский советует всем учителям: «Берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
Особую актуальность данная тема имеет в наших сельских малокомплектных школах, где вообще низкая мотивация к учению.
Источник: публикации в Интернете
Автор: Кириенко Ирина Александровна
МКОУ «Камышинская СОШ»
Кыштовского района
Новосибирской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)