rainbow

Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка

 

Жизнь сегодня предъявляет человеку особые требования:  высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования, - повышение качества образования. Не секрет, что в наше время компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично. Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.  Известно, что «единственный путь к познанию – это деятельность». Как обучать в новых условиях? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Качество образовательного процесса - важный показатель продуктивности педагогической деятельности. Он определяется степенью обеспечения развития каждого учащегося в соответствии с его возможностями и выявляется через динамику его развития и образованности. При формировании мотивации учителю необходимо начать с диагностики, чтобы выявить исходное состояние мотивации обучающихся.

Проведя опрос обучающихся, я сделала вывод, что у них преобладают личностные мотивы: хочу стать грамотным, хочу быть умным и эрудированным, хочу учиться; на втором месте по значимости стоят практически значимые мотивы: хочу добиться полных и глубоких знаний, хочу научиться самостоятельно работать; на третьем месте – общественные мотивы: это мой долг, хочу быть полезным гражданином, чтоб товарищи со мной дружили, не хочу подводить свой класс, и личностные: чтоб похвалил учитель, нравится получать хорошие оценки, родители заставляют. Но в моей практике встречаются случаи полного отсутствия мотивации. Такие дети живут в семьях, где родители не работают, ведут асоциальный образ жизни.

Поэтому встали вопросы, как избежать этого, как изжить скуку на уроке, как сделать учение интересным для учащихся, как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? 

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в своей педагогической деятельности обратиться к проблеме формирования и сохранения познавательного интереса к учению как способу развития личности. 

Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. И у каждого из нас, я думаю, есть огромный багаж знаний и навыков использования различных форм, методов, способов организации учебного процесса, работающих на поддержание познавательной мотивации.

Следующим этапом формирования мотивации станет постановка целей воспитания мотивации, а также отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации, которые позволят за небольшой срок обеспечить максимальный в данных условиях результат развития мотивации. 

Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности.  Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные

1 - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование.

Я стараюсь так общаться с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, что с удовольствием работать в группе, общаться с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению очень важно для каждого.

При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных дей­ствий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводя­щей в содержание предстоящей темы.  

Это дости­гается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы; 

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися;

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. 

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей.
 Эффективными методами обучения для развития мотивации являются проблемное обучение и интерактивные методы.  Большое влияние оказывает благоприятная атмосфера в коллективе, применение коллективной работы. 
  Важную роль играет взаимодействие с родителями, которые могут помочь в формировании положительного настроя на учебу, школу. 

Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Учитель формирует на уроке положительное отношение к новым знаниям, создает ситуации успеха, создает эмоциональный настрой на урок.  Существует мнение, что ребенок «влюбляется» не в предмет, а в учителя, который его перепадает. Отсюда появляется интерес к предмету.

Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.

Сухомлинский советует всем учителям: «Берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Особую актуальность данная тема имеет в наших сельских малокомплектных школах, где вообще низкая мотивация к учению.

Источник: публикации в Интернете

 

Автор: Кириенко Ирина Александровна

МКОУ «Камышинская СОШ»

Кыштовского района

Новосибирской области