rainbow

Образовательная деятельность (урок)

в старшей группе на тему: «Дорожные знаки»

 

Актуальность и жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.

Встал ребенок на ножки - он уже пешеход. Сел малыш на велосипед - он уже водитель, а если поехал в автобусе, то он уже пассажир. И его везде подстерегает опасность.

Очень частой причиной ДТП являются именно дети. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице.

Воспитатель первый учитель безопасного поведения на дороге, который владеет этими знаниями. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Он помогает идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге, методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, конкурсы, оформление уголка по ПДД и т.д.

Детский травматизм при несоблюдении ПДД остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети –это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека.

 

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения;

Продолжать знакомить с дорожными знаками;

Воспитывать потребность детей быть внимательными на улицах;

Формирование правил дорожной грамотности;

Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Обобщить знания детей о правилах дорожного движения;

Развивать умение различать и понимать некоторые дорожные знаки;

Закреплять знания детей о сигналах светофора.

 

Развивающие задачи:

Расширять знания детей о значении дорожных знаков.

Развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, устную речь.

 

Воспитательные задачи:

Формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Предварительная работа:

- наблюдение за транспортом на прогулке «Наша улица»,

- беседа с детьми «Транспорт на дороге», «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»,

- чтение стихов на тему «Правила дорожного движения», Михалков «Моя улица», знакомство с книгой Г.П. Шалаевой «Дорожные знаки»,

- заучивание стихотворений, загадок,

- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке,

- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»,

- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»,

- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций,

- тематическая неделя по ПДД.

 

Возрастная группа: старший возраст (5-6 лет).

Ожидаемые результаты:

- повышение качества работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- повышение уровня знаний детьми ПДД;

- воспитание культуры безопасного поведения на дорогах детей и родителей;

- формирование у детей четкой установки на соблюдение правил поведения на дорогах и улицах;

- развитие способностей к сознательному регулированию своего поведения и внимательности на проезжей части.

 

Содержательная часть:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить, как надо вести на дороге, т.е. о безопасности. К нам сегодня пришел гость - инспектор ГИБДД (Ф.И.О.). Он хочет узнать, знают ли наши дети в группе ПДД.

Мы с вами живем в большом красивом городе. По его улицам движется много машин и пешеходов, и никто никому не мешает. Как называется город, в котором вы живете? (Уфа). А что есть в нашем городе? (ответы детей) На улицах, дорогах и площадях все устроено таким образом, чтобы было удобно и пешеходам, и водителям транспорта. Вы, наверное, обращали внимание на то, как много на улицах всевозможных указательных знаков, по которым можно ориентироваться. Как вы думаете для безопасности пешеходов, какой знак является самым главным? (ответы детей) Конечно - это светофор. А еще есть знаки, подсказывающие, где можно переходить улицу. Эти знаки можно назвать помощниками. Я, когда шла в детский сад, то увидела, что многие дети нарушают ПДД, играют на проезжей части, переходят дорогу на красный свет светофора. Мне хочется убедиться, что в нашей группе нет нарушителей дорожного движения.

- Как вы думаете, для чего придуманы дорожные знаки? (ответы детей)

- Назовите дорожные знаки, которые вы знаете? (ответы детей)

- Как они выглядят? Где устанавливаются? Что они означают?

 

(Презентация)

Показываю дорожные знаки. Если посмотреть на знаки, все ли они одинаковые? Почему одни знаки красные, а другие синие? (ответы детей)

- Правильно, красные знаки - предупреждающие, а синие - разрешающие, указательные.

Знаки эти не только для водителей, но и для пешеходов. Чтобы убедиться в том, что вы знаете ПДД и ее безопасность, вам нужно будет выполнить задания:

 1.  «Отгадай загадки» (наземный, водный, воздушный).

 2.   «Найди лишний транспорт».

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди лишний транспорт»: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой транспорт лишний. Оставшийся, транспорт назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний транспорт по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Карточки для игры:

1. Грузовик, лодка, корабль, крейсер.

Лишний грузовик потому, что это наземный транспорт, а остальные – водный транспорт.
2. Поезд, легковой автомобиль, автобус, самолёт.

Лишний самолёт потому, что это воздушный транспорт, а остальные – наземный транспорт.
3. Воздушный шар, корабль, вертолёт, планер.

Лишний корабль потому, что это водный транспорт, а остальные – воздушный транспорт.
4. Полицейский автомобиль, легковой автомобиль, пожарная машина, машина скорой помощи.

Лишний легковой автомобиль потому, что это пассажирский транспорт, а    остальные – специальный транспорт.

5. Грузовик, автобус, легковой автомобиль, метро.

Лишнее метро потому, что это подземный транспорт, а остальные – наземный транспорт. Второй вариант: лишний грузовик потому, что это грузовой транспорт, а остальные – пассажирский транспорт.

3. Блиц - игра «Пешеход-молодец».

- Что означает зеленый свет светофора? (проходите путь открыт)

- Что такое перекресток? (место, где пересекаются дороги)

- Кого называют пешеходами? (это человек, который ходит пешком по дороге)

- Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

- Где разрешается переходить дорогу? (по светофору и пешеходному переходу)

- Что регулирует движение на улице? (светофор)

- Под какой знак нельзя заезжать машинам? (кирпич)

         Физминутка «Пешеходы».

Постовой стоит упрямый. (Ходьба на месте)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

4. Дидактическая игра «Собери дорожные знаки» (Пазлы).

Воспитатель рассаживает детей по экипажам, и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

5.   Игра «Разрешается или запрещается?»

        Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается».

- идти толпой по тротуару…(запрещается)

- перебегать дорогу…(запрещается)

- помогать переходить дорогу пожилым людям (разрешается)

- выбегать на проезжую часть (запрещается)

- уважать правила дорожного движения…(разрешается)

  

Инспектор: Ребята, я очень рад, что вы справились со всеми заданиями, вспомнили о транспорте, знаете ПДД, как правильно вести себя на улицах города. А мне пора идти, до свидания ребята.

 

Автор: Гизатуллина Динара Рашидовна

воспитатель

МАДОУ Детский сад № 50 ГО

г. Уфа Республики Башкортостан