rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по РЭМП

с детьми 4-5 лет (с цветными палочками Кюизенера)

Тема: «Путешествие в лесу»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать элементарные математические представления.

Задачи:

«Познавательное развитие»: закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; представления детей о длине: самая длинная, самая короткая; порядковый счёт в пределах пяти; закрепить цвета: чёрный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, бордовый, синий, красный, жёлтый; умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; развивать у детей временные представления; умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх, посередине.

«Речевое развитие»: развивать диалогическую речь (умение слушать собеседника, излагать своё мнение), устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы (высказываться логично, связно), формировать навык образования обратных слов; расширять словарный запас именами существительными по теме.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение приводить в порядок свое рабочее место, привитие культуры общения, формировать умение действовать в коллективе согласно правилам.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение.

«Физическое развитие»: формировать осознанное отношение к своему здоровью, следить за осанкой во время работы за столом.

Методы и приёмы:

Практические: строительство домика, отгадывание количество ударов на слух и показывание нужной цифры.

Словесные: беседа, вопросы, образец ответа, напоминания, обсуждение, отгадывание загадок, образование обратных слов, прослушивание задач в стихотворной форме.

Наглядные: рассматривание героев и их дома (макет избушки, игрушки зайца, мышки, медведя), показ строительного материала, мелкие игрушки зверей нашего леса.

Оборудование: Набор цветных палочек Кюизенера каждому ребёнку, мяч, набор цифр. Музыкальный инструмент - деревянные ложки.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в волшебный лес. Этот лес очень большой, в нём много жителей, и все они хотят поиграть с вами.

А кто же они, вы узнаете, если разгадаете мои загадки.

1. Домик мой уютный – норка,

    Хвостик тонкий озорной.

    На головке крошки-ушки,

    Многие зовут Норушкой.  (мышь)

2. Кто в берлоге до весны.

    Днём и ночью смотрит сны. (медведь)

3. Комочек пуха, длинное ухо

    Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

На столе появляются герои и их избушка.

Воспитатель: Мышка предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот».

Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросает обратно и называет наоборот названному понятию: утро - вечер, длинный - короткий, большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, слева – справа, вперёд – назад, один – много.

Воспитатель: Зайка хочет вам рассказать историю про себя и своих друзей. Слушайте внимательно.

В лесу в избушке с окошком жили зайчонок, мышка и мишка косолапый. (макет избушки) Жили они дружно. Зайчонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка дрова рубил, воду из колодца носил, а мышка дом прибирала, еду готовила. Вот однажды сидели друзья в домике, вдруг подул сильный ветер. Попросить детей изобразить шум ветра (ш-ш-ш) и сломал домик (убрать макет домика). Еле успели из него выскочить мышка, зайка и мишка. Сели они на пенёк и стали думать, что же им дальше делать. Думали, думали и решили построить новый дом, лучше прежнего. Но строить они не умели. Мы можем им помочь, ребята? Мы с вами построим дом для наших лесных друзей, строить мы будем из цветных палочек. Согласны? (да)

Воспитатель: Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)

- Стены готовы.

- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)

- Постройте крышу из трёх синих палочек.

- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому что есть 3 угла)

- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)

- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.

- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)

- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.

- Какой формы получилось окно? (Окно получилось прямоугольное)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)

- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.

- Молодцы! А мишка для нас тоже приготовил математическое задание (вставайте и подойдите к столу с цифрами).

Воспитатель: Мишка косолапый предлагает решить логические задачки о птицах и показать нужную цифру.

1. Три голубя белых на крыше сидели. 
Два голубя взяли и улетели. 
Ну-ка, скажите мне поскорей, 
Сколько осталось сидеть голубей? (1)

2. Утка морковку в корзине несла, 
Этой покупкой довольна была. 
Если ещё ей морковку купить, 
Сколько их будет? 
Ты можешь сложить? (2)

3. Два цыпленка стоят, 
Два в скорлупке сидят. 
Сколько будет детей 
У наседки моей? (4)

4. В кормушке сидели лишь только три птицы.

Но к ним прилетели ещё две синицы

Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас,

Покажет на карточке каждый из вас? (5)

 

А сейчас я буду ударять ложками деревянными, а вы должны будете на слух определить какое количество раз я ударила и показать нужную цифру.

Воспитатель: Домик для зверей мы построили, но им очень неудобно заходить в дом, так как нет лестницы. Мы должны помочь зайчонку, мышке и мишке построить для них ступеньки. Садитесь снова на свои места.

- Возьмите по одной палочке: чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.

- Лестницу строить будем с правой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- Начинаем строить снизу-вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)

- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)

- Какого цвета ступеньки находятся в середине? (В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)

- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу-вверх.

-  Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.

Ребята, мышка, зайка и мишка очень хотят на новоселье пригласить гостей. Только они боятся, что гости не смогут их домик в лесу найти. Давайте из палочек построим дорожку. По этой дорожке все смогут дойти до домика друзей, никто не заблудится. Стройте дорожки из пяти палочек одного любого цвета с правой стороны от дома, там, где лестница.

Ксюша, какого цвета твоя дорожка? Миша?

- Вика, сколько палочек ты взяла для своей дорожки?

Воспитатель: А чем мы можем украсить двор? (клумбой)

- Возьмите 2 голубые и 2 синие палочки, и с левой стороны от дома постройте клумбу. Какой формы у вас получилась клумба? (прямоугольной)

- Ребята, сколько у нас животных по счёту? (трое)

- Нужно каждому зверю на клумбе посадить по одной ромашке (из белых палочек).

- Лиза, сколько ромашек надо посадить? (три)

- Посадим на наши клумбы по 3 белых ромашки.

- Руслан, почему мы посадили 3 ромашки? (потому что животных тоже три)

Воспитатель: Вот мы с вами и построили дома нашим лесным жителям.

- Вам понравилось математическое путешествие в лес?

- Мы со всеми заданиями справились, которые нам задавали мышка, зайчонок и мишка?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое самым лёгким?

Ребята, посмотрите внимательно, а вот и гости (мелкие игрушки лесных животных). Возьмите каждый себе по одному животному и пригласите в свой дом.

 

         Список литературы:

- Хрестоматия «Средняя группа детского сада» (МОСКВА РОСМЭН 2015.)

- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2008.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7лет.

- Методическое пособие к палочкам Кюизенера «На золотом крыльце…» Б.Б.Финкельштейн.

- А.Михайлова, Е.А.Носова. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. «Издательство «Детство-пресс», 2015.

- Т.А.Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г.Армавир

 

Автор: Лебедева Наталья Петровна

воспитатель первой категории

МАДОУ «Д/С № 18 г. Челябинска»