rainbow

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий с применением нестандартного оборудования

 

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия - это основная форма физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей. Однако постоянное использование только традиционной структуры занятий зачастую ведет к снижению интереса детей к ним и, как следствие, к снижению их результативности. И актуальность этой проблемы приобретает особую остроту для ДОУ.

Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ. 

«Нетрадиционность» предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, применение нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

 - на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

 - содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Нестандартное оборудование позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки в основных видах движения, развивать физические качества (быстроту, ловкость, выносливость), способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, повышению двигательной активности, повышению эмоционального настроя и появлению желания играть.

В нестандартном оборудовании детей привлекают необычные формы и красочность. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности. У детей развивается творчество, фантазия, инициативность и изобретательность в самостоятельной деятельности. Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличивается моторная плотность физкультурных занятий. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Поэтому нестандартное оборудование никогда не бывает лишним и скучным.

Мешки для строительного мусора можно использовать как нестандартное оборудование. Они достаточно универсальны, легко обрабатываются и украшаются, легко складываются и занимают мало места при хранении. Их можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.

Занятия с мешками могут носить как развлекательный, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

Применять на утренней гимнастике, на разминке и ОРУ из разных исходных положений: стоя с мешком в руках или лежа на мешке как на коврике.

В основных видах движений: (попади мячом в мешок (в парах); прыжки в них и с ними из обруча в обруч, через бумы и т.д. При ходьбе по гимнастической скамейке, при ходьбе по ребристым дорожкам, при подлезании под дугу (держать мешок в правой и левой руке, над головой, перед грудью, за головой и т.д.)

Мешки можно применять в подвижных играх («давайте познакомимся» один мешок пустить по кругу под музыку, у кого в руках он останется при остановке музыки, тот называет свое имя; «кто дольше не уронит» подкидывать его вверх и не дать упасть; «передача мешков» по кругу друг другу на скорость; «бой мешками» положить маленькую подушку в мешок; «перетягивание» мешка, «космонавты»).

Применяются в эстафетах («переправа на льдинах», «прыжки в мешках», бег с мешком в руках между препятствиями, перекат в мешке до ориентира и обратно и другие.

На праздниках и развлечениях тоже можно использовать мешки (собрать мусор, сорняки).

В упражнении на дыхание (пробуем надуть мешок).

Для релаксации.

Есть еще много известных игр, которые можно адаптировать под игру с мешками: «горячая картошка», «бездомный заяц», «море волнуется» и т.д.

Мешки для строительного мусора заслуженно можно назвать нестандартным оборудованием, и это оборудование является универсальным и многофункциональным.

 

Автор: Дорошенко Анна Игоревна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 96»

городского округа Самара