rainbow

 Конспект образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования картины «Весна» и закрепление представлений о весне и признаков весны по художественно-эстетическому и речевому развитию в старшей группе

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе весной и отражение признаков весны в рисунке с помощью нетрадиционной техники рисования «сахарными» мелками.

Задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности у детей, интереса в получении и раскрытии «тайны сахарных мелков» (познавательное развитие)
  2. Помочь понять приметы весны по картинкам – слайдам и способствовать развитию умения составлять предложение из четырех слов (речевое развитие)
  3. Обогатить словарный запас детей: кучевые облака, жёрдочка, насест, леток (речевое развитие)
  4. Упражнять в распознавании звуков природных явлений весной (социально-коммуникативное развитие)
  5. Тренировать умение не сбивать дыхание при осуществлении речи в движении (физическое развитие)
  6. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными и тренировать умение правильного произношения звуков «с-ш» (речевое развитие)
  7. Развивать умение рисовать весеннюю композицию с использованием нетрадиционной техники рисования сухими и «сладкими мелками» (художественно-эстетическое развитие)
  8. Способствовать развитию умений составлять коллективный рассказ по картинкам – рисункам и по вопросам, предложенным воспитателем (речевое развитие)

Методы и приемы:

- практические: дидактические игры, дидактические упражнения;

- наглядные: опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность), картинки-слайды с изображением признаков весны;

- словесные: составление рассказов по картинкам-рисункам.

Предварительная работа: экскурсии и наблюдения в природе, чтение стихов, рассказов, сказок о весне, рассматривание картин о весне, альбома, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне.

Оборудование:

- по два стакана (один наполнен наполовину водой, другой наполовину сахаром); картонная тарелка с чайной ложечкой; цветные мелки (по 5 шт.); салфетка для промачивания мелков; ноутбук; картинки-слайды о весне; магнитная доска; мяч; флешка с дидактической игрой «Угадай, что это за звук?»

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организованный

 

Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту и рассмотреть предметы на плакате: краски, цветные карандаши, печатки, кисточки, восковые мелки. Просит назвать их и ответить, что общего между ними.

Дети рассматривают, называют предметы и отвечают, что ими можно рисовать.

 

 

 

Воспитатель показывает детям цветные мелки и объясняет, что сегодня дети будут рисовать «сахарными» мелками, которые они приготовят сами. Спрашивает, хотят ли они узнать, как их приготовить… и предлагает подойти к рабочему месту.

Дети соглашаются, садятся за столы, на которых стоят для каждого по стаканчику с водой, наполненный наполовину сахар в «розеточке», тарелочка картонная  с цветными мелками и коричневый восковой мелок, чайная ложечка и салатники по 2 шт., альбомный лист.

 

Деятельностный

Способствовать развитию любознательности, интереса у детей в получении и раскрытии «тайны сахарных мелков».

Воспитатель предлагает провести экспериментальную работу и раскрыть «тайны сахарного мела». Просит детей в стакан с водой насыпать 2 ч.л. сахара, размешать, затем разделить каждый мелок (красный, желтый, голубой, зеленый) пополам и половинки каждого мелка опустить в стакан со сладкой водой (на 10 минут), чтобы мелки пропитались и стали 2сахарными», а другие половинки положить на картонную тарелочку.

Дети активно выполняют действия, предложенные воспитателем.

Дети запоминают последовательность работы получения «сахарных» мелков.

 

 

Воспитатель предлагает отгадать загадку и узнать, что же дети будут рисовать:

« Светит солнышко теплее,

Ручейки бегут быстрее,

Травка зеленеет!

Птичий гомон, кутерьма!

Значит, к нам пришла…»

(Весна)

Дети слушают, называют отгадку.

 

Игра «»Составь предложение» (по картинке-слайду)

 

Развивать умение составлять предложения о приметах весны по картинкам (слайдам)

Предлагает подойтик столу воспитателя, на котором находится ноутбук и составить предложение из четырех слов (предлоги не считаем…) по картинке  о приметах весны.

1 слайд: Солнце светит ослепительно ярко.

2 слайд: Белая берёза нарядилась в «серёжки».

3 слайд:  Прилетели скворцы и заселились в скворечниках.

Дети встают перед столом воспитателя полукругом, рассматривают картинки (слайды0 и составляют предложения из четырех слов.

Правильно строят предложения, знают приметы весны.

 

Обогатить словарный запас.

Воспитатель обращает внимание, что на картинке скворец сидит на жердочке и что она называется насест, просит детей догадаться, почему. И добавляет, что от слова «сесть», ведь на него садится птица. А вход в скворечник называется «леток», потому что птицы влетают в него.

Дети повторяют слова, запоминают их значение.

 

 

 

 

 

 

 

Понимают и пополняют речь новыми словами.

 

 

Далее показывает следующие слайды:

4. Выросли зленная трава и одуванчики

5. По небу плывут белые облака.

Составляют предложения из четырех слов.

Умеют составлять предложения.

 

Пополнить словарный запас детей.

Воспитатель добавляет, что на небе появились «кучевые» облака – это значит, что облака держатся на небе кучками.

Дети повторяют новое слово.

Понимают новое слово.

Дидактическая игра «Угадай, что это за звук?»

 

Упражнять в распознавании звуков природных явлений весной. Развивать фонематический слух.

Воспитатель просит детей встать в круг, объясняет, что весну можно не только увидеть, её можно – услышать. Предлагает угадать различные звуки, которые можно услышать весной.

Слушают, угадывают  и называют: шум ветра, раскаты грома, пение соловья, жужжание пчел, шум дождя.

Распознают по звукам.

Дидактическая игра «Какая бывает весна? Какое бывает солнышко?» (с мячом)

 

Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.

Воспитатель предлагает поиграть в игры:

1.«Какое бывает солнышко?» Ответить двумя словами, первое слово – солнышко… (лучистое, яркое, светлое, ласковое…)

2. «Какая бывает весна?» Ответить двумя словами, первое слово – весна…

(зелёная, молодая, громкоголосая, речная, лесная, холодная, теплая…)

Дети передают мяч соседу, отвечают на вопрос двумя словами: «Солнышко…»

 

 

Дети отвечают на вопрос двумя словами, первое слово «Весна…»

Согласуют существительное с прилагательным.

Упражнение «Холодный и теплый ветерок»

 

Тренировать умение правильного произношения звуков «с-ш».

Воспитатель предлагает определить, какой бывает весенний ветерок, подув на ладошку и произнести при этом поочередно шипящие звуки «с-ш»

Дети выдыхают на ладошку, определяют, что ветерок – холодный при произнесении звука «с» и теплый – при произнесении звука «ш».

Длительно, плавно выдыхают, правильно произносят звуки «с-ш».

Физкультурная минутка

 

Тренировать умение не сбивать дыхание при осуществлении речи в движении.

Воспитатель предлагает детям выполнить движения под музыку со словами:

«Под весенние напевы повернемся вправо-влево,

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. На месте стой!

Повернитесь-ка друг к другу,

Правую дай руку другу

(рукопожатие)».

Выполняют движения.

Не сбивают дыхание при осуществлении  речи в движении.

 

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования сухими и «сахарными» мелками.

Далее предлагает детям сесть за столы, достать ложечкой «сахарные» мелки, промокнуть о салфетку и положить их на тарелочку.

воспитатель подходит к мольберту и на листе бумаги А3 показывает, как проверить насыщенность мелков, рассказывая при этом о признаках весны: «Наступила весна и солнце стало хорошо прогревать землю… (и рисует солнышко сначала сухим мелком, затем берёт мокрый мелок и. не нажимая, рядом рисует «сахарным» мелком).  Предлагает детям повторить детям.

Дети наблюдают, повторяют действия воспитателя, отмечают, что цвет солнышка становится ярким, насыщенным.

Узнают про технику рисования сухим и «сахарным» мелками.

 

Упражнять в умении рисовать солнце, облака, траву, птиц, цветы с использованием нетрадиционной техники рисования – сухими и «сахарными» мелками.

Продолжает рассказ с показом:

«Подул свежий ветерок и пригнал «кучевые» облака (рисуем облака голубым мелком в виде барашков)».

«Прошел дождик, зазеленела трава, появились стебельки цветов, листочки на них. Затем появились серединки цветов в виде ярких больших пятен и распустились лепестки в виде ярких кружков вокруг серединки». Далее предлагает детям нарисовать картину «Весна», подбирая цвета, соответствующие весенней палитре, и по своему желанию дополнить рисунок другими признаками весны (дерево, перелетные птицы…) Включает классическую музыку.

Дети рисуют весну сухими  «сахарными» мелками.

Используют нетрадиционную технику рисования сухими и «сахарными» мелками.

Умеют рисовать облака, траву, солнце, птиц, дерево.

 

 

Воспитатель просит детей прикрепить на магнитную доску свои работы, чтобы они подсохли, отмечает, какие яркие рисунки получились при использовании в рисовании «сладких» мелков и предлагает  составить рассказ, используя технологию «интервью».

Дети  прикрепляют рисунки на магнитную доску, встают напротив доски полукругом, рассматривают  детские работы, слушают задание воспитателя.

 

Коллективное составление рассказа «Как мы нарисовали весну» (по детским работам)

 

Развивать умение составлять коллективный рассказ по картинкам-рисункам, опираясь на вопросы, предложенные воспитателем.

Предлагает план рассказа:

1.Какое время года нарисовано?

2.Какие приметы весны видим на рисунках?

3.Чемрисовали весну?

4.Какое настроение вызывает весна?

Дети друг за другом показывают на картинки-рисунки, начинают, продолжают и заканчивают рассказ.

Отвечают по вопросам, предложенные воспитателем, используют при ответах разные интонации, составляют коллективный рассказ по картинкам-рисункам.

Заключительный

 

Воспитатель спрашивает детей:

1.Что нового узнали?

2.Чем отличаются цвета при рисовании сухим и «сахарным» мелками?

3.Что помогло составить коллективный рассказ?

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями.

 

 

 

Воспитатель цитирует слова В.А. Сухомлинского «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее дети»

И отмечает, что эти слова про них, что все ребята талантливые, нарисовали замечательные рисунки и составили по ним интересный рассказ о весне.

 

 

 

 

Предлагает взяться за руки и провести хоровод «Весна идет и песенку поет…»

Энергично выполняют различные движения под музыку в  соответствии со словами.

 

 

 

Воспитатель желает детям вечером, в кругу семьи  поработать художниками, применить опыт получения «сахарных» мелков и нарисовать картину-пейзаж «Весна речная»

 

 

 

Автор: Петрова Ирина Валентиновна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №296»

г. о. Самара