Конспект образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования картины «Весна» и закрепление представлений о весне и признаков весны по художественно-эстетическому и речевому развитию в старшей группе
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе весной и отражение признаков весны в рисунке с помощью нетрадиционной техники рисования «сахарными» мелками.
Задачи:
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры, дидактические упражнения;
- наглядные: опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность), картинки-слайды с изображением признаков весны;
- словесные: составление рассказов по картинкам-рисункам.
Предварительная работа: экскурсии и наблюдения в природе, чтение стихов, рассказов, сказок о весне, рассматривание картин о весне, альбома, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне.
Оборудование:
- по два стакана (один наполнен наполовину водой, другой наполовину сахаром); картонная тарелка с чайной ложечкой; цветные мелки (по 5 шт.); салфетка для промачивания мелков; ноутбук; картинки-слайды о весне; магнитная доска; мяч; флешка с дидактической игрой «Угадай, что это за звук?»
Логика образовательной деятельности
Этап занятия |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организованный |
|
Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту и рассмотреть предметы на плакате: краски, цветные карандаши, печатки, кисточки, восковые мелки. Просит назвать их и ответить, что общего между ними. |
Дети рассматривают, называют предметы и отвечают, что ими можно рисовать. |
|
|
|
Воспитатель показывает детям цветные мелки и объясняет, что сегодня дети будут рисовать «сахарными» мелками, которые они приготовят сами. Спрашивает, хотят ли они узнать, как их приготовить… и предлагает подойти к рабочему месту. |
Дети соглашаются, садятся за столы, на которых стоят для каждого по стаканчику с водой, наполненный наполовину сахар в «розеточке», тарелочка картонная с цветными мелками и коричневый восковой мелок, чайная ложечка и салатники по 2 шт., альбомный лист. |
|
Деятельностный |
Способствовать развитию любознательности, интереса у детей в получении и раскрытии «тайны сахарных мелков». |
Воспитатель предлагает провести экспериментальную работу и раскрыть «тайны сахарного мела». Просит детей в стакан с водой насыпать 2 ч.л. сахара, размешать, затем разделить каждый мелок (красный, желтый, голубой, зеленый) пополам и половинки каждого мелка опустить в стакан со сладкой водой (на 10 минут), чтобы мелки пропитались и стали 2сахарными», а другие половинки положить на картонную тарелочку. |
Дети активно выполняют действия, предложенные воспитателем. |
Дети запоминают последовательность работы получения «сахарных» мелков. |
|
|
Воспитатель предлагает отгадать загадку и узнать, что же дети будут рисовать: « Светит солнышко теплее, Ручейки бегут быстрее, Травка зеленеет! Птичий гомон, кутерьма! Значит, к нам пришла…» (Весна) |
Дети слушают, называют отгадку. |
|
Игра «»Составь предложение» (по картинке-слайду) |
||||
|
Развивать умение составлять предложения о приметах весны по картинкам (слайдам) |
Предлагает подойтик столу воспитателя, на котором находится ноутбук и составить предложение из четырех слов (предлоги не считаем…) по картинке о приметах весны. 1 слайд: Солнце светит ослепительно ярко. 2 слайд: Белая берёза нарядилась в «серёжки». 3 слайд: Прилетели скворцы и заселились в скворечниках. |
Дети встают перед столом воспитателя полукругом, рассматривают картинки (слайды0 и составляют предложения из четырех слов. |
Правильно строят предложения, знают приметы весны. |
|
Обогатить словарный запас. |
Воспитатель обращает внимание, что на картинке скворец сидит на жердочке и что она называется насест, просит детей догадаться, почему. И добавляет, что от слова «сесть», ведь на него садится птица. А вход в скворечник называется «леток», потому что птицы влетают в него. |
Дети повторяют слова, запоминают их значение.
|
Понимают и пополняют речь новыми словами. |
|
|
Далее показывает следующие слайды: 4. Выросли зленная трава и одуванчики 5. По небу плывут белые облака. |
Составляют предложения из четырех слов. |
Умеют составлять предложения. |
|
Пополнить словарный запас детей. |
Воспитатель добавляет, что на небе появились «кучевые» облака – это значит, что облака держатся на небе кучками. |
Дети повторяют новое слово. |
Понимают новое слово. |
Дидактическая игра «Угадай, что это за звук?» |
||||
|
Упражнять в распознавании звуков природных явлений весной. Развивать фонематический слух. |
Воспитатель просит детей встать в круг, объясняет, что весну можно не только увидеть, её можно – услышать. Предлагает угадать различные звуки, которые можно услышать весной. |
Слушают, угадывают и называют: шум ветра, раскаты грома, пение соловья, жужжание пчел, шум дождя. |
Распознают по звукам. |
Дидактическая игра «Какая бывает весна? Какое бывает солнышко?» (с мячом) |
||||
|
Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным. |
Воспитатель предлагает поиграть в игры: 1.«Какое бывает солнышко?» Ответить двумя словами, первое слово – солнышко… (лучистое, яркое, светлое, ласковое…) 2. «Какая бывает весна?» Ответить двумя словами, первое слово – весна… (зелёная, молодая, громкоголосая, речная, лесная, холодная, теплая…) |
Дети передают мяч соседу, отвечают на вопрос двумя словами: «Солнышко…»
Дети отвечают на вопрос двумя словами, первое слово «Весна…» |
Согласуют существительное с прилагательным. |
Упражнение «Холодный и теплый ветерок» |
||||
|
Тренировать умение правильного произношения звуков «с-ш». |
Воспитатель предлагает определить, какой бывает весенний ветерок, подув на ладошку и произнести при этом поочередно шипящие звуки «с-ш» |
Дети выдыхают на ладошку, определяют, что ветерок – холодный при произнесении звука «с» и теплый – при произнесении звука «ш». |
Длительно, плавно выдыхают, правильно произносят звуки «с-ш». |
Физкультурная минутка |
||||
|
Тренировать умение не сбивать дыхание при осуществлении речи в движении. |
Воспитатель предлагает детям выполнить движения под музыку со словами: «Под весенние напевы повернемся вправо-влево, Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг. На месте стой! Повернитесь-ка друг к другу, Правую дай руку другу (рукопожатие)». |
Выполняют движения. |
Не сбивают дыхание при осуществлении речи в движении. |
|
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования сухими и «сахарными» мелками. |
Далее предлагает детям сесть за столы, достать ложечкой «сахарные» мелки, промокнуть о салфетку и положить их на тарелочку. воспитатель подходит к мольберту и на листе бумаги А3 показывает, как проверить насыщенность мелков, рассказывая при этом о признаках весны: «Наступила весна и солнце стало хорошо прогревать землю… (и рисует солнышко сначала сухим мелком, затем берёт мокрый мелок и. не нажимая, рядом рисует «сахарным» мелком). Предлагает детям повторить детям. |
Дети наблюдают, повторяют действия воспитателя, отмечают, что цвет солнышка становится ярким, насыщенным. |
Узнают про технику рисования сухим и «сахарным» мелками. |
|
Упражнять в умении рисовать солнце, облака, траву, птиц, цветы с использованием нетрадиционной техники рисования – сухими и «сахарными» мелками. |
Продолжает рассказ с показом: «Подул свежий ветерок и пригнал «кучевые» облака (рисуем облака голубым мелком в виде барашков)». «Прошел дождик, зазеленела трава, появились стебельки цветов, листочки на них. Затем появились серединки цветов в виде ярких больших пятен и распустились лепестки в виде ярких кружков вокруг серединки». Далее предлагает детям нарисовать картину «Весна», подбирая цвета, соответствующие весенней палитре, и по своему желанию дополнить рисунок другими признаками весны (дерево, перелетные птицы…) Включает классическую музыку. |
Дети рисуют весну сухими «сахарными» мелками. |
Используют нетрадиционную технику рисования сухими и «сахарными» мелками. Умеют рисовать облака, траву, солнце, птиц, дерево. |
|
|
Воспитатель просит детей прикрепить на магнитную доску свои работы, чтобы они подсохли, отмечает, какие яркие рисунки получились при использовании в рисовании «сладких» мелков и предлагает составить рассказ, используя технологию «интервью». |
Дети прикрепляют рисунки на магнитную доску, встают напротив доски полукругом, рассматривают детские работы, слушают задание воспитателя. |
|
Коллективное составление рассказа «Как мы нарисовали весну» (по детским работам) |
||||
|
Развивать умение составлять коллективный рассказ по картинкам-рисункам, опираясь на вопросы, предложенные воспитателем. |
Предлагает план рассказа: 1.Какое время года нарисовано? 2.Какие приметы весны видим на рисунках? 3.Чемрисовали весну? 4.Какое настроение вызывает весна? |
Дети друг за другом показывают на картинки-рисунки, начинают, продолжают и заканчивают рассказ. |
Отвечают по вопросам, предложенные воспитателем, используют при ответах разные интонации, составляют коллективный рассказ по картинкам-рисункам. |
Заключительный |
|
Воспитатель спрашивает детей: 1.Что нового узнали? 2.Чем отличаются цвета при рисовании сухим и «сахарным» мелками? 3.Что помогло составить коллективный рассказ? |
Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями. |
|
|
|
Воспитатель цитирует слова В.А. Сухомлинского «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее дети» И отмечает, что эти слова про них, что все ребята талантливые, нарисовали замечательные рисунки и составили по ним интересный рассказ о весне. |
|
|
|
|
Предлагает взяться за руки и провести хоровод «Весна идет и песенку поет…» |
Энергично выполняют различные движения под музыку в соответствии со словами. |
|
|
|
Воспитатель желает детям вечером, в кругу семьи поработать художниками, применить опыт получения «сахарных» мелков и нарисовать картину-пейзаж «Весна речная» |
|
|
Автор: Петрова Ирина Валентиновна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №296»
г. о. Самара
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)