rainbow

Проект «Весна»

 

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой, информационно-игровой, практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 03.04.2018 г. – 23.04.2018 г.

Цель проекта: систематизировать и углубить представления детей о весне как о времени года, о правилах поведения в лесу; активизировать двигательную деятельность детей на протяжении всего досуга через развитие игрового сюжета.

Задачи:

 - Расширить представления детей об изменениях в природе весной;

 - Активизировать словарь по лексическим темам: «Насекомые», «Цветы», «Животные и птицы Республики Коми»;  

- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным;

- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

Предполагаемый результат:

- развитие познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Весна»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- формирование активности и заинтересованности родителей в образовательном процессе детей.

Этапы работы над проектом

 Подготовительный:

- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;

- подбор методического, дидактического материала, спортивного инвентаря, художественной литературы;

- вовлечение родителей в совместную с детьми работу.               

Основной:

- Чтение художественной литературы: народные приметы, потешки, загадки, рассказы, стихотворения о весне; дидактические игры.

- Поисково-познавательная деятельность: опыты и эксперименты.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Индивидуальная работа: разучивание стихотворений о весне.

- Рассматривание иллюстраций о весне.

- Наблюдения на прогулке.

- Беседы об изменениях в природе, о жизни растений, животных и птиц.

 

Образовательные области

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

 

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Какой, какая, какое?» (подбор прилагательных), «Бывает-не бывает», «Продолжи предложение», «Дерево, кустарник, цветок»

- Настольные игры: «Времена года», «Кто где живет», «Живая и неживая природа»

- Подвижные игры: «Облака», «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», «Жуки», «Солнечный зайчик», «Пчелки и ласточки», «Лягушки и стрекозы», «Что мы видели, не скажем…», «Солнышко и дождик», «Прилет птиц», «Не намочи ног».

- Беседы:«Признаки весны», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Первые цветы».

Речевое развитие

- Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

- Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин.

- Чтение и беседа по произведениям:

Потешки: «Иди, весна, иди, красна», «Солнышко-ведрышко»;

Рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь» (март, апрель, май), Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка»;  

Стихи: А. Плещеев «Весна», М. Пляцковский «Деньки стоят погожие», С. Дрожжин «Распустились почки, лес зашевелился», А. Фет «Уж верба вся пушистая»,

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»,

Е. Благинина «Черемуха», Е. Серова «Подснежник»,

З. Александрова «Салют весне».

- Заучивание наизусть стихотворений: И. Токмаковой «К нам весна шагает», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи»

 

Познавательное развитие

Непосредственно образовательная деятельность:

- Интегрированное занятие «Ранняя весна» (Приложение 5).

Цель: продолжать расширять знания детей о весенних явлениях в природе; учить детей составлять рассказ по схемам-картинкам; закрепить умение подбирать слова-признаки, слова-действия; учить на слух выделять первый звук в словах и четко его произносить. Развивать умение видеть красоту весенней природы. Уметь подбирать соответствующую цветовую гамму и располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

- «Дикие животные и птицы весной»

Цель: дать представления об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, знакомить их с внешним видом и образом жизни.

- «В гости к хозяйке луга»

Цель: Расширять представления о разнообразии насекомых, их строении; учить отгадывать загадки о насекомых.

Наблюдения:

- солнце поднимается выше, день становится длиннее, тает снег (становится рыхлый, грязный), бегут ручьи, насекомые выползают из укромных мест;

(Приложение 1)

- вечером весной светло, на небе видны яркие звезды и луна, весной воздух свежий;

- за почками на разных деревьях и кустарниках;

- появляются проталины (там, где больше солнца);

- за мать-и-мачехой, одуванчиками;

- за посадкой комнатных растений (Приложение 2)

Опыты и эксперименты:

- Посадка лука, посев фасоли.

- «Вырастим листики на ветке» (набрать веточки и поставить в воду).

- «Как развивается растение?» (выделить циклы развития растения (петуния и бархатцы): семя – росток – растение – цветок – плод – семя).

- Опыт с сосулькой (от тепла в руке тает).

- «Греет ли солнце весной»

Художественно- эстетическое развитие

Рисование:

- «Нарисуй картинку про весну»

- «Веточка вербы»

- «Кораблик»

Лепка:

- «Как мы играли в игру «Прилет птиц»

Аппликация:

- «Одуванчики»

- «Подснежники»

- «Вербочка»

Музыка:

- Слушание музыки О. П. Радыновой  по теме «Весна»

Физическое развитие

- Подвижные игры: «Облака», «Затейники», «Солнышко и дождик», «Пробеги тихо», «Жуки», «Солнечный зайчик», «Пчелки и ласточки», «Лягушки и стрекозы», «Что мы видели, не скажем», «Солнышко и дождик».

 

Заключительный:

- Интегрированное занятие «Поможем березке».

Цель: закрепить знания детей о весне, ее признаках. Закрепить умение подбирать слова-признаки. Развивать мелкую моторику, художественный вкус. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами (Приложение 4).

- Выставка рисунков и поделок «Весна-красна» (совместно с родителями) (Приложение 3).

-Конкурс чтецов на тему «Весна пришла».

 

Приложение 1   

Наблюдение за почками на разных деревьях и кустарниках

  

 Наблюдение за мать-и-мачехой

  

Наблюдение за одуванчиками

 

Аппликация «Одуванчики»

Наблюдение за насекомыми

 

Приложение 2

Пересадка комнатных растений

Опыт «Вырастим листики на ветке»

Опыт с сосулькой (от тепла в руке тает)

 

Эксперимент «Греет ли солнце весной»

 

Рассматривание коллекции насекомых

 

Приложение 3

Выставка рисунков и поделок «Весна-красна»

 Приложение 4

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Поможем березке»

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программное содержание: продолжать расширять знания детей о весенних явлениях в природе; учить детей составлять рассказ по схемам-картинкам; закрепить умение подбирать слова-признаки, слова-действия; учить на слух выделять первый звук в словах и четко его произносить. Развивать умение видеть красоту весенней природы. Уметь подбирать соответствующую цветовую гамму и располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

Ход:

- Дети, к нам поступило письмо от защитников природы. Они просят освободить березку из плена зимнего сна. Вы готовы помочь березке? Для этого  вам надо выполнить несколько заданий.
Какое время года сменило зиму?
«Наступила весна прекрасная,
Многоцветная, теплая, ясная,
Как девушка в венке, зацвели луга, дубравы…»

Какими словами автор описывает весну? Как вы считаете, почему автор называет весну многоцветною?

Задание. Назовите признаки весны.
Словесная игра называется «Вырастим цветы»:
У меня есть две серединки, к которым надо подобрать лепестки «Слова-признаки» к слову - весна, какая она? Вторая серединка «Слова-действия» к слову - цветы, что с ними делают?
Задание
. Вспомните пословицу о весне (Весна да осень на дню погод восемь).

Игра «Назови первый звук в слове?» (цветы, подснежник, весна, солнце, капель)

Физкультминутка:

Встало утром ясное солнце, заглянуло в окошко, мы к нему потянулись, за лучики взялись. Будем дружно приседать, солнышко развеселять. Встали-сели, встали-сели! Видишь, как развеселили! Солнышко развеселили и на проталинках появились первые весенние цветы.
Составь рассказ на тему «Весна» (по схемам-картинкам)

- Березка очень обрадовалась весне и благодарит вас за то, что вы помогли ей проснуться.

- Давайте мы сейчас нарисуем красивую весеннюю картинку.

Релаксация: Как мы помогли березке проснуться?  С помощью чего мы составляли рассказ?

  Приложение 5

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Ранняя весна»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: закрепить знания детей о весне, ее признаках. Закрепить умение подбирать слова-признаки. Развивать мелкую моторику, художественный вкус. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами.

Ход:

Воспитатель: Дети, прислушайтесь.

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну конечно, не слониха,

И, конечно бегемот тихо так пройти не смог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.

Это значит, это значит: тише всех пришла весна!

Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне. А как вы думаете, на чем нам с вами можно будет полететь, поплыть, поехать? (ответы детей).

- А давайте мы полетим на ковре-самолете. Садимся на ковер-самолет и отправляемся в полет. Что мы увидим в гостях у Весны? (Дети называют признаки весны).

- Вот мы и прилетели. Давайте мы Весне скажем, какая она? (ответы детей). А солнышко весной какое?

Физкультминутка:

Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи крыльев).

А сугробы тают, тают (приседают).

А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

- Кто мне может назвать весенние месяцы?

- А сейчас я загадаю вам весенние загадки.

1. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной).

2. Новоселье у скворца, он ликует без конца, чтоб у нас был пересмешник, смастерили мы…(скворечник).

3. Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет - растает и потечет (сосулька).

4. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).

5. Нам каждому весенняя природа дорога. Ручьями растекаются холодные снега. И первым появляется в проталине…(подснежник).

- Сейчас я предлагаю вам помочь Весне поскорее прийти к нам. Для этого мы сделаем много подснежников. Садитесь на ковер-самолет, отправляемся в обратный путь и примемся за дело.

Релаксация: у кого мы сегодня были в гостях? На чем мы туда ездили? Какие красивые у вас получились подснежники! Для чего мы их сделали?


Автор:Сыромолотова Наталия Витальевна

МАДОУ "Детский сад № 14"

г. Сыктывкара Республики Коми