rainbow

 Использование кейс-технологии

в духовно-нравственном развитии дошкольников

 

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

casus (лат.)– запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Технология включает в себя сочетание элементов

1. Интерактивность

2. Активные методы обучения

3. Игра

4. Вовлечение родителей

Краткая структура кейса

Ситуация + совместная деятельность детей, родителей, педагогов = КЕЙС

Кейс должен содержать в себе:

1. Сюжетная часть (совокупность действий, событий).

2. Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические статистические нормативные материалы для решения кейса).

3. Методическая часть (вопросы, задания по решению кейса).

Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Кейс- иллюстрация». Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. 

Проблема:

  • Расширить представления детей о русском народном костюме.
  • Сформировать интерес к русской народной культуре.
  • У детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.

Целькейса - воспитать у детей интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма; сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

3. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты, на которые мы надеялись в процессе работы над кейсом:

  • В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
  • Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
  • Знать основные элементы народного костюма.
  • Расширить представления детей о русском народном костюме.
  • Сформировать интерес к русской народной культуре.
  • У детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.

 

Копилка вопросов кейса

 

Ответ   НЕТ

Ответ ДА

1. Не вернуть ли русскую народную одежду в нашу жизнь?  Ответ НЕТ

А почему? Вот, например, кокошник очень красивый украшен цветами, бисером, фольгой и т.д.

Ответы детей:

- В кокошнике на голове неудобно садиться в машину, в автобус, в поезд.

1. Не вернуть ли русскую народную одежду в нашу жизнь? Ответ ДА

Почему?  (Потому что она красивая, блестящая, яркая, нарядная)

2. А сможешь ты, Петя, прийти завтра в русской рубахе и портах?(Нет)

 

2. Хорошо. А если обуться в лапти. Они удобные, сплетены из коры веревок и соломы. Одели бы вы их сейчас? (Нет)

3. А почему? (У меня их нет)

 

3. Почему? (потому что они не модные, могут промокнуть, окружающие люди будут удивляться такой обуви)

5. А кто-нибудь видел, они продаются сейчас в магазине? (Нет)

 

4. Согласна. Мальчики, а порты и рубаху русскую хотели бы иметь? (Нет)

 

6. Верно. Их сейчас не продают, потому что они не современные и не модные, хотя красивые.

5. Почему? Потому что сейчас в такой одежде не ходят в повседневной жизни, ее не продают в магазине, потому что швейные фабрики шьют новые современные модели одежды.

 

7. А ты, Маша, приходи завтра в русском сарафане, рубахе и кокошнике.

Ответ: (Нет)

 

6. Отлично. Ну уж девочки точно хотели бы нарядиться в рубаху и сарафан и прийти завтра в детский сад. (Нет)

 

9. Почему? Ответ: Я думаю, что все удивятся, могут засмеяться. А еще, мама не сможет, наверно, купить эту одежду, потому что она не современная и не продается в магазинах.

7. Почему? (Мы не знаем, где эту одежду купить. Она не продается. Окружающие люди могут засмеяться и нам станет неприятно)

 

 

Рефлексия после кейс-дискуссии

Красивая, согретая любовью и добром была русская народная одежда. Но возвращать ее в нашу жизнь мы не будем. В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили ваши предки.

 

Главное предназначение кейс - технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Работая с дошкольниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как нравственность, активность, патриотизм, духовность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать выше перечисленные социально нравственные качества личности.

 

Список литературы

1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. : Баллас, 2012г.

2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.

3. «Русский дом».- Самара, СИП

 

Авторы: Лоскутова Светлана Николаевна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 65»

г. Череповец

Цесаренко Наталия Васильевна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 65»

 г. Череповец