rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Консультация для родителей «Как ребёнок воспринимает окружающий мир»

 

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображение еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого не нельзя, а знать - необходимо.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что "муравей тащит веточку задом наперед, что электричка пищит, а паровоз гудит, что маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда приш­ла с работы. Дети подмечают многое: особенности строения предметов животных, их поведение, нестроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают и потом воспроизводят в играх.

Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослых. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.

Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. И многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется, если в три года преобладают вопросы "Что это?", то в четыре уже появляются "Почему, зачем?" а уж потом очень важные для развития "Как это происходит, как действует?". Правда, отмечается что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов чем дети к примеру, 7О-х годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной сто­роны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники с ТВ, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг, с другой к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

И все же, как говорил психолог Д. Е. Эльконин, дети "создают собственную картину мира". Присущая им особенность - устанавливать связи и зависимости - важное приобретение мира детства, существенный этап в интеллектуальном развитии. Слышит маршевую музыку - "Мама, праздник пришел!" Но, замечая разные явления и факты, дети, как мы видим из приведенного выше высказывания дошкольника, далеко не всегда способны проникнуть в сущность, глубину явлений.

На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка, мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем замечают. Обратите внимание на движущийся транспорт. Мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения. Девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем, "Скорую помощь". Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок, начинает, к примеру, рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают.

 Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш, к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает, хорош тот или плох, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи и отделить одни от других невозможно. Когда мы обучаем детей математике, настроение педагога в момент занятия, если он владеет методикой, мало отразится в процессе усвоения детьми знаний, два плюс два все равно будет четыре. Но если с плохим или безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира вряд ли он сможет вызвать у них ответные нужные чувства и отношение. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства; знаки ребенка, но и собственного переживание, явно выраженного отношения. Они порой силь­нее слов воздействуют на открытую эмоциям душу малыша. В этом проявляется и большая ответственность взрослого перед ребенком.

Первым самым объемным и значимым средством является сама СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная нагрузка, которая возлагается на средство, - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразования.

Ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств.

Именно они становятся источниками познания мира, но только при определенных условиях, а именно при доступности восприятия, соответствии возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как источник получения информации о мире, необходимо определить позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми.

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы.

Первая группа - источники получения информации, из которых вполне контролируется и управляется взрослым, скорее всего это сам взрослый, гра­мотно и достоверно передающий детям информацию о мире.

Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых, художественная литература, изо, музыка. При этом влияние взрослого- педагога или родителя на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообраз­ности. И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять совсем не может практически «случайная информация», которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы. Правда, при этом важно, чтобы у воспитателя с ребенком были доверительные отношения, иначе он не раскроется, не посвятит взрослого в свои тайны. Целенаправленная, продуманная педагогическая работа под руководством разумного взрослого будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

 

Автор: Карпова Елена Владиславовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №296»

г. о. Самара