rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

у детей дошкольного возраста

 

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы и среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают мне создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Увиденное и пережитое в игре – драматизации создается обстановка, требующая от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

Основная цель моей работы: развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Задачи:

1. Развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Развивать артикуляцию и мелкую моторику у дошкольников.

3. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

В своей работе я использую следующие направления работы с детьми:

  • Театрализованные игры.
  • Рассказы о театре.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановок.
  • Беседы-диалоги.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы.
  • Оформление выставок, альбомов, родительского уголка.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Важным направлением работы стало проектирование ППРС. В процессе проектирования предметно–пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой активности «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые сказки, потешки.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи:

1. Наглядные методы помогают в рассматривание картин, иллюстраций со знакомым детям содержанием, при описании детьми картинок и игрушек, придумывании сюжетных рассказов. (Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И. Хохлова, Е. Антоненкова, Т. Мавриной, В. Лебедева, Е. Рачева)

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале мне необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. 

3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Я использую дидактическую игру (с наглядным материалом и словесную). Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки.

Театрализованную деятельность с детьми, планирую опираясь на календарно тематическое планирование ДОУ. Каждый день в свободной деятельности отвожу время на театрализованные игры.

Любая наша итоговая постановка обязательно проходит путь подготовки где мы с ребятами сначала:

  • выбираем проект, над которым будем работать
  • знакомимся с произведением, чтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма если есть
  • разбираем персонажей, определяем их характеристики, проигрываем их (примеряем роли)
  • определяемся с реквизитом, костюмами атрибутами
  • подбираем музыкальное сопровождение
  • создаём афиши, билеты, приглашения
  • репетиции, проигрывание постановки
  • показ премьеры для наших зрителей (детей младших и соседних групп и родителей)

Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Большой интерес проявляют родители, принимая участие в пополнении театрального реквизита. Предлагаю родителям что-то смотреть с детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма. Совместно с родителями организовала вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и родители. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Привлекаю родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

 

Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

3. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

 

Автор: Фролова Наталья Валерьевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 3