Театрализованная деятельность как средство развития речи
у детей дошкольного возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы и среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают мне создать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Увиденное и пережитое в игре – драматизации создается обстановка, требующая от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Основная цель моей работы: развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Развивать артикуляцию и мелкую моторику у дошкольников.
3. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
В своей работе я использую следующие направления работы с детьми:
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Важным направлением работы стало проектирование ППРС. В процессе проектирования предметно–пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой активности «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые сказки, потешки.
На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи:
1. Наглядные методы помогают в рассматривание картин, иллюстраций со знакомым детям содержанием, при описании детьми картинок и игрушек, придумывании сюжетных рассказов. (Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И. Хохлова, Е. Антоненкова, Т. Мавриной, В. Лебедева, Е. Рачева)
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале мне необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.
3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Я использую дидактическую игру (с наглядным материалом и словесную). Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки.
Театрализованную деятельность с детьми, планирую опираясь на календарно тематическое планирование ДОУ. Каждый день в свободной деятельности отвожу время на театрализованные игры.
Любая наша итоговая постановка обязательно проходит путь подготовки где мы с ребятами сначала:
Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Большой интерес проявляют родители, принимая участие в пополнении театрального реквизита. Предлагаю родителям что-то смотреть с детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма. Совместно с родителями организовала вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и родители. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Привлекаю родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Литература:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
3. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
Автор: Фролова Наталья Валерьевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 3
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)