rainbow

Паспорт проекта «Зима. Новый год»

 Актуальность темы: Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе в зимний период. Помочь детям воспринять это время года через различные виды деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы дети смогут глубже и ярче изучать основные признаки зимы.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой, практический, исследовательский, творческий, познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта: систематизировать и углубить представления детей о зиме как о времени года, о празднике «Новый год».

Задачи:

- Способствовать развитию связной речи, умение поддержать беседу, вести диалог, желание заучивать стихи, песни.

- Совершенствовать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, воплощать свои познания в творческой деятельности.

- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

- Формировать у детей представления о зиме, зимних месяцах, явлениях природы, празднике «Новый год».

- Укреплять здоровье детей, приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

- Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении игр, забав, праздников.

- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми

- Создавать радостную атмосферу во всех видах деятельности.

Предполагаемый результат:

- Формирование у детей навыков самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.

- Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

- Развитие творческо-познавательного интереса дошкольников.

- Обогащение и активизация словаря по теме «Зима. Новый год».

- Расширение предметно-пространственной среды, которая способствует эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.

- Формирование активности и заинтересованности родителей в образовательном процессе детей.

Этапы работы над проектом

 Подготовительный:

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;

- Подбор методического, дидактического материала, спортивного инвентаря, художественной литературы;

- Вовлечение родителей в совместную работу.               

Основной:

- Чтение художественной литературы: народные приметы, загадки, рассказы, стихотворения о зиме, о празднике «Новый год»; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

- Поисково-познавательная деятельность: опыты и эксперименты.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Разучивание стихотворений о зиме.

- Рассматривание иллюстраций о зиме.

- Наблюдения на прогулке.

- Беседы об изменениях в природе, о жизни животных и птиц.

Образовательные области

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

 

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Продолжи предложение», «Какой, какая, какое?» (подбор прилагательных), «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Что бывает зимой?», «Придумай загадку про елочную игрушку», «Отгадай и назови», «Наряжаем ёлку», «Собери снежинку», «Что в мешке у Деда Мороза?»

- Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Что мы видели, не скажем…», «Два Мороза», «Заморожу», «Снежки».

- Беседы:«Признаки зимы», «Зимующие птицы», «Где живет Дед Мороз?», «Правила поведения на празднике», «Осторожно – гололед!», «Небезопасные зимние забавы» (правила поведения во время игр на прогулке), «Почему заболели дети?»

-Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для Деда Мороза и Снегурочки», «Магазин новогодних подарков», «Замок Снежной королевы» (с конструированием)

- Драматизация сказок: «Заячья избушка», «Морозко», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк».

-  Создание поздравительной газеты «С Новым годом поздравляем!»

Речевое развитие

- Рассматривание картин: «Зимний лес», «Саша и снеговик», «Зимние забавы».

- Составление описательных рассказов по серии сюжетных картинок «Зима»,«Как дети готовились к встрече Нового года».

- Составление рассказов на тему «Почему мне нравится зима?», «Какой подарок я хочу на Новый год».                  

- Отгадывание загадок на тему «Зимушка - зима».

- Чтение и беседа по произведениям: О. Высотская «На санках», «Елочка»,  В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…», Е. Михайлова «Что такое Новый год?», В. Сутеев «Елка», «Снеговик-почтовик»,  И. Токмакова «Живи, елочка!», Л. Воронкова «Как елку наряжали», М. Зощенко «Елка», А. Н. Толстой «Елка», К. Чуковский «Елка», Л. Чарская «Зима», Э. Ушинский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке». С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Сказки: «Два Мороза», «Морозко», В. Одоевский «Мороз Иванович», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снежная королева», «Бабушка Метелица», «Снегурочка».

- Заучивание наизусть стихотворений: И. Сурикова «Зима», С. Маршака «Песня о елке»

Познавательное развитие

Непосредственно образовательная деятельность:

1) «Зимушка хрустальная».

Цель: закрепить знания о смене времен года, о признаках зимы, о зимних явлениях природы (иней, вьюга, сугробы, гололед, метель); знакомить с названиями зимних месяцев.

2) «Зимние виды спорта» (Приложение 1)

Цель: познакомить детей с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким-либо видом спорта.

3) «Зимующие птицы» (Приложение 2)

Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.

 4) «Новый год у ворот».

Цель: рассказать об истории возникновения праздника, о новогодних традициях в России и в других странах.

Наблюдения:

- за снегом (пушистый, мягкий, липкий).

- за деревьями.

- за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот.

- за зимующими птицами, прилетающими к кормушке.

Опыты и эксперименты:

- «Почему снег скрипит?»

- «Почему снег греет?»

- «Почему снег мягкий?»

- «Свойства воды»

- «Разноцветные льдинки»

Конструирование:

- «Зимний лес» (из шишек).

- Оригами «Дед мороз», «Снежинка»

- «Снеговик» (из бумаги)

- «Снежинка» (Цель: учить вырезать снежинки, складывая квадрат из бумаги трижды, и делать на ней разрезы)

Художественно- эстетическое развитие

Рисование:

- «Зимний лес»

- «Снегирь»

- «Дети зимой на прогулке»

- «Большие и маленькие ели»

Лепка:

 - «Снегурочка» (Приложение 3)

- «Снежинка»

- «Птицы на кормушке»

 Аппликация:

- «Снегири на ветках»

 - «Гирлянда на елку»

- «Снеговик»

- «Новогодняя открытка»

Музыка:

- Слушание музыки О. П. Радыновой по теме «Зима».

- Ритмические движения под музыку.

- Музыкальные игры «От мороза убежим», «Что нам нравится зимой?».

- Интегрированное занятие «Зимушка-зима» (Приложение 4)

Физическое развитие

- Беседы: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».

- Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Что мы видели, не скажем…», «Два Мороза», «Заморожу», «Снежки»

- Спортивные эстафеты: «Попади в цель снежком», «Хоккей», «Пробеги в валенке», «Гонки на санках», «Лыжники», «Кто быстрее», «Пробеги змейкой».

Работа с родителями

- Выставка поделок и рисунков «Зимушка - зима».

- Конкурс чтецов «Зимушка-зима».

- Консультация для родителей «Как одевать ребенка зимой».

- Разучивание стихотворений с детьми к новогоднему празднику.

- Рекомендации для родителей по лексической теме «Зима», «История празднования Нового года».

- Мастер-класс «Вырежем снежинки» (Приложение 5)

- Привлечение родителей к постройке снежных фигур и горки (Приложение 6)

- Выставка-конкурс детских работ совместно с родителями «Новогодняя игрушка на елку».

- Привлечение родителей к участию и оформлению группы к новому году.

- Участие родителей в изготовление костюмов, атрибутов для праздника.

  

Заключительный:

- Изготовление альбома «Стихи, загадки, поговорки про зиму и Новый год»;

- Новогодний праздник «Новогодние приключения в старшей группе № 1».

Работа по проекту:

Аппликация «Снегирь»


Аппликация «Снеговик» (методом обрывания)


Лепка «Снежинка»


Приложение 1

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Зимние виды спорта»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (рисование).

Цель: познакомить детей с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким-либо видом спорта.

Задачи:
1. Уточнить знания детей о зимних видах спорта. 

2. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
Пробудить интерес к физической культуре и спорту.

3. Учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей тела, их расположение, пропорции, простые движения рук и ног.

Материалы и оборудование: картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена. 

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете пословицу? Кто спортом занимается - тот силы набирается! (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом. Ребята, скажите, что такое спорт? (ответы детей)

Воспитатель: Спорт – это физические упражнения для развития и укрепления организма, а так же регулярные тренировки, спортивные соревнования.
Как называют людей, которые занимаются спортом? 

Что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (ответы детей)

- Правильно, нужно делать зарядку, заниматься физкультурой, закаляться. Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом? (ответы детей)

- Все верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей)

- Молодцы, вы знаете много видов спорта. Мы поговорим сегодня с вами о зимних видах спорта. 

Зимние виды спорта – это те, в которые играют во время холодных зимних месяцев.

Снег и лед - это обязательное условие для зимних видов спорта. Зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду. Скажите:

1) Как называется спортсмен, который хорошо бегает на коньках? (конькобежец)

2) Как называется спортсмен, который бегает на лыжах? (лыжник)

3) Как называется спортсмен, выполняющий различные движения на коньках? (фигурист)

4) Как называется спортсмен, который хорошо владеет клюшкой с шайбой? (хоккеист)

5) Как называется спортсмен, хорошо владеющий сноубордом? (сноубордист)

Воспитатель демонстрирует картинки:

1. Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе. 

2. Биатлон - это зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

3. Прыжки с трамплина - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов.

4. Горнолыжный спорт - спуск с гор на специальных лыжах. Самый быстрый выигрывает соревнования.

5. Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, под музыку.

6. Конькобежный спорт - вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.

7. Санный спорт - это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.

8. Хоккей - спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

Физкультминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки. (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Воспитатель:

Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

А теперь на месте шаг,

Выше ноги! Стой раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем,

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,

И на место все вернулись.

Дидактическое упражнение «Дополни предложение»
- Катается на коньках…конькобежец.
- Катается на санках …саночник.
- Катается на лыжах…лыжник.
- Катается на лыжах с гор… горнолыжник.
- Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.
- Бежит на коньках с шайбой и клюшкой…хоккеист.
- Занимается фигурным катанием… фигурист.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас познакомились с зимними видами спорта. Вы все виды спорта запомнили? А вот это мы сейчас и проверим.
Загадки: 

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он. 
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон).
Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Кто же это? ...(Фигуристы).
Клюшки есть и есть ворота,
Да и с шайбой всё окей!
Эта разновидность спорта,
Называется... (хоккей).
Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин. 
А помог ему... (трамплин). 

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта. 
Каким зимним видом спорта вы бы хотели заняться? (ответы детей)
А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (ответы детей)

Рисование «Зимние виды спорта»

Анализ готовых работ.

- Посмотрите, какие чудесные спортсмены у нас получились! Вы все очень хорошо постарались! Теперь всегда, посмотрев на эти работы, мы вспомним о зимних видах спорта.
Воспитатель:
 Если вы будете больше гулять, делать зарядку и заниматься спортом, то вы будете сильными и здоровыми. А если хотите стать спортсменом, то нужно хорошо трудиться! Ведь спорт - это большой труд!

 

Приложение 2

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе № 1 «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.

Задачи: 
- Формировать понятие «зимующие птицы».  Углубить знания детей о зимующих птицах;
- Дать знания о строении птицы. Образовывать притяжательные прилагательные;
- Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. 
Оборудование: картинки птиц.

Словарная работа: птица, ворона, голубь, воробей, снегирь, синица, сорока, голова, туловище, перья, хвост, клюв, крылья, лапки, грудка;

красивый, голодный, холодный, зимующий, белобокая, красногрудый, суетливый, драчливый, резвый, голодный;

зимовать, замерзать, голодать, помогать, кормить, вешать, насыпать, нахохлиться, ухать, слетаться, каркать, прыгать, чирикать, тенькать, стрекотать.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадки, показывает картинки с изображением птиц.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок. (воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (сорока)
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я –.... (ворона) 
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (голубь)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу. (дятел)

Основная часть.

Беседа.

- Ребята, назовите, как их можно назвать одним словом? (птицы)
- Почему? (тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост).
- Чем питаются птицы зимой? (ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками).
- Хватает ли им пищи? (нет, не хватает).
- Почему не хватает? (земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу). 
- Чем мы им можем помочь? (подкармливать их).
- Что для этого нужно? (кормушки).
Игра «Кто как голос подает?»
Я предлагаю вам превратится в птиц и рассказать от имени птицы, как он голос подает:

Я ворона. Я умею каркать.
Я сорока. Я умею стрекотать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей. Я умею чирикать.

Игра «Один – много»
Одна ворона - много ворон и т.д.

Физкультминутка «А на улице мороз…»

А давайте, ребятишки, погреемся немного! Повторяйте за мной!
Дети выполняют самомассаж:
А на улице мороз!
Ну-ка, взялись все за нос,
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали!

Игра «Четвертый лишний».

Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Сорока, воробей, ласточка, дятел.
Ворона, скворец, синица, галка.
Утка, снегирь, голубь, сорока.
Клест, воробей, синица, кукушка.

Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.

 

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (лепка).

Задачи:
«Развитие речи» - Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительному. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Упражнять в подборе антонимов.

 «Художественное творчество» - Учить детей лепить Снегурочку после предварительного обследования натуры. Закрепить приемы раскатывания, сглаживания. Учить детей передавать пропорции, украшать детали одежды. Развивать творчество, мелкую моторику рук, речь. Воспитывать интерес к сказочному образу. 

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение «Про Снегурочку» Т. Гусаровой:

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках варежки
И шапочка на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

- Ребята, о ком идет речь в стихотворении? (ответы детей)
Стук в дверь. К детям приходит кукла Снегурочка:

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (ответы детей)

- У вас в детском саду так весело! Всюду смех и веселье! Мне стало так грустно, от того, что у меня нет столько друзей… Вы не хотите поиграть со мной?

Словесные игры с мячом:

- «Какой, какая» (Снегурочка, снежинка, зима);

- «Назови ласково» (снег – снежок, лед — ледок, сосулька – сосулечка, санки – саночки, горка – горочка, зима – зимушка, метель – метелица и др.);

- «Продолжи предложение»;

- «Скажи наоборот».

- Спасибо вам, ребята, что поиграли со мной. Мне очень понравилось с вами играть.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Снегурочке? Слепим ей подружек? Тогда наша Снегурочка не будет грустить. Давайте рассмотрим нашу Снегурочку.

Педагог демонстрирует куклу Снегурочку: (обследование куклы)

- Почему у Снегурочки не видно сапожек? (У Снегурочки шубка длинная до пят)

- Что еще есть у Снегурочки? (На голове у нее шапочка, на руках рукавицы, воротник на шубке)

- Сегодня мы с вами будем лепить каждый свою девочку Снегурочку. Рассматривание образца лепки Снегурочки:

- Как вы думаете, с чего мы начнем лепить Снегурочку?  (С шубки)

- А какая шубка у снегурочки? Длинная книзу она расширяется (провести двумя руками одновременно по бокам шубки). А теперь вы покажите, как расширяется шубка у Снегурочки. 
- Посмотрите, какой формы голова у Снегурочки? (круглая)

- А еще у Снегурочки есть длинная косичка. (Воспитатель показывает, как перекручивая две тонкие «колбаски», можно слепить косичку).

Воспитатель предлагает детям сначала слепить косичку, а потом шапочку. Уточняет, каким способом можно слепить шапочку (раскатать шар и сплющить его).

- Посмотрите, сверху от шубки отходят рукава – руки (при этом провести по верхней и нижней стороне рукава разведенными пальцами). Еще у Снегурочки есть рукавички.

- Не забудьте сделать Снегурочке глазки, носик и ротик, а также украсить шубку и шапочку Снегурочки мехом. Для этого надо скатать тонкие колбаски.
- Ребята, а как вы думаете, почему Снегурочку так зовут? (Потому что она сделана из снега). Правильно. Сейчас за окном морозно, а это любимая погода Снегурочки. Она приглашает нас с вами на прогулку.

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз.              Дети хлопают в ладоши и топают ногами.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке. 
Будем их ловить руками           Дети ловят воображаемые снежинки.
И покажем дома маме.
Мы еще чуть-чуть пройдемся    Ходьба.
И домой к себе вернемся. 

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за работой детей, помогает советом, напоминанием, поощрением.

Анализ работ:

Снегурочка благодарит детей за помощь.

- Какая Снегурочка получилась самая веселая? Какая из них получилась грустная? А какая самая красивая?

 

Приложение 4

Конспект интегрированного занятия

для детей старшей группы «Зимушка – зима»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (музыка) и речевое развитие.

Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей.

Задачи: Учить определять характер, настроение музыкального произведения, высказываться о нём, используя разнообразные определения. Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку. Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен. Способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.

Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.

Ход:

Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики и здороваются с музыкальным руководителем распевкой «Музыка, здравствуй».

Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:

Звонкая погода,
Снега кутерьма.
Это время года
Мы зовем... зима.

Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года!

Давайте поиграем с вами в игру: я вам буду бросать снежок, а вы мне его возвращать вместе со словом, характеризующим, какая бывает зима. (Ответы детей: белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная,…)

А кто из вас помнит стихотворения о зиме? (Дети читают стихи). 

Воспитатель: А вот как говорит о зиме А. С. Пушкин: 

…Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебная зима!
С. Есенин:
…Поёт зима, аукает
Лохматый лес баюкает
Стозвоном сосняка
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больна холодна.

Музыкальный руководитель.  А вот послушайте, как композиторы передают настроение средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор П. И. Чайковский в произведении «Январь» из цикла «Времена года». 

Слушание «Январь»

- Какое настроение передал композитор?
-Какая музыка по характеру? 
-Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? (Ответы детей)
Дети, скажите, а какие песни о зиме вы знаете? (дети называют песни)

Музыкальный руководитель.  А сейчас мы споём нашу знакомую и любимую песню «Снежная песенка».

Исполнение песни

Музыкальный руководитель. А какие вы знаете зимние забавы? (ответы детей)

А в давние времена любили и взрослые на лошадках с колокольчиками покататься. А вы знаете, есть музыка «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, она об этом и говорит. 
Звучит музыка «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова.

Музыкальный руководитель. Сколько снега намело, в лесу утопают валенки в снегу.

А, хотите со мной, отправится на прогулки в зимний лес. Дети идут в колонне по одному, выполняя движения в соответствии с текстом. 

Веселей шагайте, ноги поднимайте.
(Идут с высоким подниманием ног).
Снег летит все сильней, а сугробы выше стали.
Ну-ка прыгайте сильней,
Вы ребята не устали? (прыгают)
А теперь пойдем пешком, по тропинке гуськом.
Мы снежок притопчем, ножками затопчем (идут притопами)

Тишина в зимнем царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете?
Дыхательное упражнение «Аромат» - дети «вдыхают» воздух, и, выдыхая, поизносят: «Ах!»
Вот поляночка стоит, вся снежинками блестит. 

Музыкальный руководитель. А хотите, дети, полетать как снежинки? Давайте с вами представим, что мы легкие снежинки и полетаем под чудесную музыку. (Импровизация со снежинками под музыку «Вальс снежных хлопьев»)

А наши девочки и мальчики исполнят танец снежинок и снеговиков, который они танцевали на новогоднем празднике? 

Танец
Музыкальный руководитель. Молодцы, какой замечательный танец нам исполнили наши дети.

Музыкальный руководитель. А хотите поиграть в игру на внимание, которая называется «Возьми снежинку». 

Дети встают в круг. Снежинки лежат в середине круга на одну, меньше чем детей. Под музыку дети идут по кругу. Музыка выключается, дети берут по одной снежинке. 

Игра «Возьми снежинку»

Музыкальный руководитель. Понравилась вам наша прогулка? (Ответы детей)
На память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие снежинки.

Дети под музыку выходят из зала.

 

Приложение 5

Мастер-класс «Вырежем снежинку»

 

 Приложение 6

 Снежные постройки на площадке группы № 1


Автор: Сыромолотова Наталия Витальевна

МАДОУ "Детский сад № 14"

г. Сыктывкар Республики Коми