rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

 Организация театрализованной деятельности дошкольников

на разных возрастных этапах

(из опыта работы)

 

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: он знает, чему он может верить и чего не надо замечать.

В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано: в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире. 

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет я руковожу театральным кружком, где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Театральный кружок работает по программе М.А. Васильевой и направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.

Цель кружка: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Последовательное знакомство детей с видами театра;

- Поэтапное освоение детьми видов творчества;

- Совершенствование артистических навыков детей;

- Раскрепощение детей;

- Работы над выразительностью речи, интонации;

- Коллективные действия, взаимодействия.

Во 2-ой младшей группе: дети последовательно знакомятся с видами театра, основами актерского мастерства.

В средней группе: кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. здесь ему помогает ширма, за которой он прячется от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация).

В нашей группе были поставлены мини – спектакли: «Спор грибов», «Колосок», «Репка» с участием детей подготовительной группы и родителей.

В старшей группе уже все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.

Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", "Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

В соответствии со склонностями и интересами детей во вторую половину дня можно организовывать работу разнообразных студий («Кукольный театр» - малышам, «В гостях у сказки» и т.д.). И очень важно и полезно, когда результаты этих студий становятся зримы, т.е. это концерты, спектакли для других.

Подводя итог из многообразия средств в детском саду, рекомендуют:

  1. во 2-ой младшей группе – имитировать характерные движения сказочных животных;
  2. в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме);
  3. в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
  4. в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Имитационным движениям можно обучать на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастики, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

Желательно выделить в группе отдельную «зону», которая могла бы содержать в наличии атрибуты театральных игр.

В таких театральных уголках должны размещаться разные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, пальчиковый, на фланелеграфе и др.), а также реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей – наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски.     

Создание подобной зоны театрализованной деятельности предполагает соблюдение некоторых принципов, например, возрастную адресованность оборудования и материала. Зато создание такого уголка в группе детского сада непременно будет способствовать развитию у детей познавательного интереса к театральной культуре и миру театра.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Помимо посещений родителей и детей спектаклей Омских театров и последующего обсуждения увиденного повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли совместные постановки, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.

 

Автор: Разгонова Оксана Петровна

воспитатель

БДОУ города Омска

«Детский сад № 214 комбинированного вида»