rainbow
Здесь новыешаблоны Joomla
креативные Joomla шаблоны.

Возраст «почемучек» 

На четвёртом и пятом году жизни речевая активность ребёнка усиливается - начинается возраст «почемучек». Малыш задаёт массу вопросов, проявляя неуёмную любознательность.    

- Почему дверь скрипит?  

- Что такое бензин? 

- Почему в ноге щекотно?  

- Кто сидит в телефоне?                                                                                                                     

При помощи вопросов ребёнок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.  Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребёнком, имена существительные заменяются местоимениями: “Он пошёл... А потом он увидел... А потом он взял…” - оказывается разговор идёт о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений). Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвёртого - пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи. Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребёнка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов: красный, синий и т.д., но и их оттенков. Не только названий формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.                                    

Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы как “Кто это?” или “Что это?”, естественно предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос “Какой?” заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: “Из чего сделан?”  - ребёнок назовёт материал; при этом он, кстати, должен будет поставить слово в родительном падеже (“Из стекла”). “Что делает?” - называет действие. “Для чего нужен этот предмет?” - этот вопрос вызывает распространённый ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение. Важно, разумеется, не просто знакомить ребёнка с окружающим миром. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Вот, например, игра «Какое что бывает?». Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребёнок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлечённого слова “высота”.  На вопрос о том, что бывает широким, ребёнок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребёнка к сравнению: “А что шире ручеёк или река?”. Такую игру можно проводить с самыми различными словами, играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме (“Что бывает красным, зелёным, круглым?”).  

Когда ребёнок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать как можно больше признаков предмета. Когда же берётся один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребёнок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он может ещё не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребёнком в самых разнообразных сочетаниях.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение - обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторяйте их, задержите на них внимание ребёнка, тогда он запомнит и усвоит слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

 

Автор: Косова Ольга Павловна

воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 19»