rainbow

Движение – путь к здоровью наших детей

Сколько бы нам не говорили о пользе движения для детей, все–равно каждый воспитатель в детском саду занимается с детьми так, как он представляет себе, что лучше для детей. Встречаются воспитатели, которые боятся травм и не разрешают детям бегать вообще.  Есть воспитатели, которые усаживают детей на стульчики при любом удобном случае и половину времени для игр дети просиживают в ожидании следующего режимного момента. Почему так происходит? Видимо так легче организовать группу с большим количеством детей, да и травм практически нет. Родители довольны. А дети?

Я всегда вспоминаю свое детство и подвижные игры "взахлеб": прятки, чурики, лапту.  Сегодняшних детей очень жаль, ведь они не только в школе и в детском саду, но и дома много сидят: перед телевизорами с бесконечными мультиками; в компьютерах, ноутбуках, телефонах и тому подобных гаджетах с долгоиграющими играми. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Посмотрите, как «изучают» пространство группы малыши - сметают все, что встречают на своем пути! Муравьишки! Всегда в движении! Сначала детям младших групп детского сада посильны только разрушительные действия и ничего с этим не сделаешь! Совсем скоро придет время и все исправится! Дети научатся не только разбрасывать, но и складывать игрушки. Дайте им то, что безопасно, что можно брать в руки. Покажите, как действовать с этими игрушками, и обязательно расскажите: где именно эта игрушка «живет», куда нужно ее поставить после игры.  Делать выставку игрушек, которые детям не разрешается трогать только из–за того, что они наведут беспорядок – недопустимо ни при каких обстоятельствах! А еще невозможно малышам сидеть с книжками за столами в ожидании родителей. Такую «благопристойную» картину – читающих малышей, я одно время наблюдала, забирая свою внучку из яселек. Такое ограничение движений неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Каждый педагог должен помнить, что растущему организму требуется особенно большое количество движений, что разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Ученые проводят исследования и говорят нам о том, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию; развитию моторики.

От систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т. к. стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность.

Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников.

Таким образом, в дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Взрослые должны педагогически правильно руководить деятельностью детей, не ограничивать, а разумно поддерживать и направлять их физическую активность. Понимание всей важности, глобального значения потребности детей в двигательной нагрузке, требует от взрослых детальной продуманности, четкой организации режима детей, использование разных типов занятий, игр и других эффективных методов и приемов.

Известный французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо говорил так: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он действует, бегает, кричит, пусть находится в постоянном движении».  И если мы сегодня привьем нашим детям любовь к подвижному образу жизни, как интересна будет их жизнь! И как крепко будет здоровье!

 

Автор: Чубукова Изолина Вениаминовна

МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад № 19