rainbow

Учебные проекты как средство формирования

экологических знаний у младших школьников

при изучении природы

 

Общество находится на распутье: глобальные экологические проблемы на Земле или грамотное сосуществование с окружающей средой. Из этого следует, что человечество должно решить главную задачу — воспитать экологически грамотного гражданина.   

Необразованность населения в вопросах использования окружающей среды привела к потребительскому отношению к природе. Именно это незнание порождает экологические проблемы.  Важно привлекать внимание учащихся к экологическим проблемам и научить их жить в окружающей природной среде, не нанося ей вреда.

Как же наиболее эффективно формировать экологические знания у младших школьников?  Способы реализации этой проблемы могут быть самыми разнообразными. Одна из технологий, которая позволяет решать эту проблему – это организация проектно–исследовательской деятельности. 

Н. В. Матяш дает следующее определение понятия: «проектная деятельность - это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели и преемственности различных сторон процесса обучения».

Анализ вариативных УМК по предмету «Окружающий мир» с точки зрения реализации проектной деятельности показал, что все современные программы предусматривают организацию проектной деятельности. Тематика проектов часто посвящена решению экологических вопросов.

Проектная деятельность также влияет на процесс учения школьников: повышается их мотивация, они ориентированы на самостоятельную деятельность. Поэтому меняется даже психологический климат на уроке, так как учитель из авторитарного источника информации становится соучастником творческого процесса.  А это и есть подлинное сотрудничество. Для формирования экологических знаний нами были разработаны  проекты. Рассмотрим содержание некоторых из них.

Цель проекта «Зеленый уголок в нашем классе» - вовлечение учащихся в творческий и практический процесс по организации и оформлению зеленого уголка в классном помещении.

Урок «Путешествие на родину комнатных растений» проводился в классе биологии, в котором много комнатных растений, которые служат натуральными наглядными пособиями. При изучении темы выяснилось, что растения являются источником кислорода, и по этой причине в данном кабинете легко дышать. У учащихся возникла мысль, почему бы не посадить комнатные растения в нашем классе, чтобы и у нас было красиво, свежо и уютно. Эта идея понравилась всем и оказалась основой для создания проекта «Зеленый уголок в моем классе».

При организации данного проекта были поставлены задачи и определили ресурсы, необходимые для его выполнения. Вначале учащимся было предложено разработать эскизы и составить список растений. Затем началась практическая часть выполнения проекта. Необходимо было найти посадочный материал, узнать, как необходимо его сажать, как затем ухаживать за посадками. После этого началось оформление уголка в соответствие с эскизом.

Мы определили критерии для оценивания результата-продукта. Растения должны быть правильно высажены в хорошо подготовленную почву, также отбор растений должен проводиться с учетом не повторения или редкости их в других классах. Вместе с учащимися спланировали этапы проекта:

1. Отобрать и составить список растений для нашего уголка.

2. Найти данные о подобранных растениях.

3. Создать эскиз зеленого уголка.

4. Практическая посадка растений.     

Проектная деятельность реализовывалась по плану. Мы прошли вместе с ребятами по кабинетам, выяснили самые популярные растения, среди них: фиалки, азалия, примула, бегония декоративная, плющ обыкновенный и др. Далее учащиеся определяли с помощью атласа определителя А.А. Плешакова виды имеющихся у них дома растений, от которых они смогут взять части, из которых можно вырастить растение.  

С интересом учащиеся отнеслись к решению творческой задачи - разработать эскиз зеленого уголка. Учащиеся создали большое число вариантов дизайна зеленого уголка. Затем состоялось обсуждение вариантов и голосование, какой проект будем реализовывать. В этой деятельности с удовольствием приняли участие родители, которые помогли подготовить землю и горшки для посадки. Итог выполнения проекта - оформление зеленого уголка.  

Проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися показало эффективность данного вида деятельности. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической знаний школьников является единство их экологического сознания и поведения, поэтому важно укрепить в сознании каждого ученика понимание того, что человек – часть природы и его долг и обязанность – заботиться о ней. Начните с себя!

 

Автор: Егорова Ксения Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

города Калуги