rainbow

Шпаргалка по эмоциональной компетентности для дошкольника

 

Разговор с детьми об основных эмоциях:

радости, печали, гневе, злости, удивлении

Дети не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а, если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому необходимо рассказать ребенку о том, как проявляются эмоции и почему та или иная эмоция возникает.

Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам.

 

         Удивление

УДИВЛЕНИЕ человек ощущает, когда что-то идет не так, как обычно, не так, как он привык, когда возникает неожиданная ситуация.  Еще хочу сказать, что удивление очень кратковременно и быстро сменяется другими эмоциями:

- если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх; например: злая собака;

- если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес; например: новое задание;

- если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость; например: папа принес щенка.

Показать детям, как проявляется удивление: широко открытые глаза, губы трубочкой. Обсудите с ребенком, что может вызывать удивление. Например: получить неожиданный подарок, увидеть что-то необычное. Спросить у детей, что на их взгляд может вызвать удивление??!

 

         Гнев

ГНЕВ помогает нам отстаивать нашу собственность, нашу территорию и наши желания. Гнев нужен, чтобы показать другим, что происходящее вам не нравится. У меня отняли машинку.  Я разозлился и сердитым голосом сказал: "А ну отдайте!". Они поняли, что мне не до шуток, и вернули ее.

Но гнев очень сильное оружие, его лучше оставлять на крайний случай, когда все другие способы перепробованы и не принесли результата.

Показать детям, как проявляется гнев: сжатые зубы, наморщен нос, глаза становятся узкими. Обсудите с ребенком, что может вызывать гнев. Например: кто-то толкнул, обозвал и т.д. Спросить у детей, что на их взгляд может вызвать гнев?

 

         Страх

СТРАХ предупреждает нас об опасности. Если бы мы не боялись, то стали бы перебегать дорогу на красный свет, дразнить злую собаку. Хорошо это было бы для нас?!

Показать детям, как проявляется страх: поднятые брови, широко раскрытые глаза, иногда открыт рот. Обсудите с ребенком, что может вызывать страх. Например: резкий звук, темнота, пауки и т.д. Спросить у детей, что на их взгляд может вызвать страх?

 

         Радость и Печаль

ПЕЧАЛЬ, как и РАДОСТЬ, — это то, что помогает нам почувствовать важность, ценность кого-то или чего-то.  Когда ты приходишь в детский сад и встречаешь там ребят, ты всем радуешься одинаково?

У Саши есть лучший друг Ваня. Ему нравится играть с ребятами из сада, но с Ваней интереснее. А если Ваня болеет и не ходит в садик, тогда Саше грустно. Саша любит играть с Ваней и очень радуется такой возможности. Через грусть и через радость Саша понимает, что Ваня ему дороже всех остальных ребят из группы.

Показать детям, как проявляется радость: через улыбку, смех, интонацию в голосе… Обсудите с ребенком, что может вызывать радость. Например: похвала, подарок, игра и т.д. Спросить у детей, что на их взгляд может вызвать радость? Показать детям, как проявляется печаль: опущенные уголки губ и бровей, слезы. Обсудите с ребенком, что может вызывать печаль. Например: ушибся, потерял игрушку и т.д. Спросить у детей, что на их взгляд может вызвать печаль?

 

Автор: Добровольский Юрий Андреевич

педагог-психолог

ГБОУ Школа № 1387 д/г «Жар-Птица 2»

г. Москва