Проект
«Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни
через дидактические игры»
Проект: «Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через дидактические игры».
Руководитель проекта: Сыромолотова Наталия Витальевна, воспитатель.
Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад № 14» г. Сыктывкара Республики Коми.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни через дидактические игры.
Основания для инициации проекта:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт.
Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Известные отечественные психологи утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения.
Задачи проекта:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.
4. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей.
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Результат проекта:
1. Развиты и сформированы сенсорные способности у детей третьего года жизни через дидактические игры в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей.
3. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей третьего года жизни.
Вид проекта:
1. Познавательно-игровой.
2. Групповой.
3. Долгосрочный.
Период реализации проекта: Сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Участники проекта:
1. Дети второй группы раннего возраста.
2. Воспитатели.
3. Родители.
Взаимосвязь с другими проектами внутри организации и за ее пределами: Программа «Воспитание и обучение» в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Критерии успеха проекта:
1. Результат соответствует цели.
2. План выполнен.
3. В сроки уложились.
Календарный план (план – график) проекта
Приложение 1
Анкета
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
4. Есть ли у вас дома игры по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
5. Какая помощь от воспитателей вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
• плохо различает и знает геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);
• плохо различает понятия «большой-маленький»;
• плохо различает и знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
• помощь не требуется;
• затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Дидактические игры для сенсорного развития детей 2–3 лет
Дидактическая игра «Найди пару».
На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
Дидактическая игра «Матрешка».
Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Дидактическая игра «Спрячь мышку».
Цель: учить различать цвета и формы путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
Дидактическая игра «Разноцветные поляны».
Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
Дидактическая игра «Раскрась-ка».
Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветные льдинки».
Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
Дидактическая игра «Оденем кукол».
Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Дидактическая игра «Разноцветные поляны».
Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
Дидактическая игра «Найди такой же».
Цель: Учить находить нужную форму, величину и цвет методом зрительного соотнесения.
Дидактическая игра «Разложи по коробкам».
Цель: Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, цветом и величиной методом зрительного соотнесения.
Дидактическая игра «Разложи по местам».
Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
Дидактическая игра «Подбери по форме».
Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
Дидактическая игра «Сделай узор».
Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве, действовать по словесному указанию.
Дидактическая игра «Соберем пирамидку».
Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Дидактическая игра «Собери фигуру».
Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и форму.
Дидактическая игра «Занимательные коробки».
Цель: Соотнесение предметов двух заданных форм (цветов) при выборе из четырех.
Автор: Сыромолотова Наталия Витальевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 14»
г. Сыктывкар, Республика Коми
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)