rainbow

Проект

«Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни

через дидактические игры»

 

Проект: «Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через дидактические игры».

Руководитель проекта: Сыромолотова Наталия Витальевна, воспитатель.

Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад № 14» г. Сыктывкара Республики Коми.

Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни через дидактические игры.

Основания для инициации проекта:

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт.

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Известные отечественные психологи утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. 

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения.

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Результат проекта:

1. Развиты и сформированы сенсорные способности у детей третьего года жизни через дидактические игры в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей.

3. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей третьего года жизни.

Вид проекта:

1. Познавательно-игровой.

2. Групповой.

3. Долгосрочный.

Период реализации проекта: Сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Участники проекта:

1. Дети второй группы раннего возраста.

2. Воспитатели.

3. Родители.

Взаимосвязь с другими проектами внутри организации и за ее пределами: Программа «Воспитание и обучение» в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Критерии успеха проекта:

1. Результат соответствует цели.

2. План выполнен.

3. В сроки уложились.

Календарный план (план – график) проекта


Приложение 1

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

 2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить. 

3. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

4. Есть ли у вас дома игры по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

5. Какая помощь от воспитателей вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

• плохо различает и знает геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);

• плохо различает понятия «большой-маленький»;

• плохо различает и знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

• помощь не требуется;

• затрудняюсь ответить.

 

Приложение 2

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2–3 лет

Дидактическая игра «Найди пару».

На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.

Дидактическая игра «Матрешка».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: учить различать цвета и формы путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

Дидактическая игра «Разноцветные поляны».

Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.

Дидактическая игра «Раскрась-ка».

Цель: закреплять умение различать и называть цвета.

Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветные льдинки».

Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

Дидактическая игра «Оденем кукол».

Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

Дидактическая игра «Разноцветные поляны».

 Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.

Дидактическая игра «Найди такой же».

Цель: Учить находить нужную форму, величину и цвет методом зрительного соотнесения.

Дидактическая игра «Разложи по коробкам».

Цель: Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, цветом и величиной методом зрительного соотнесения.

Дидактическая игра «Разложи по местам».

Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).

Дидактическая игра «Подбери по форме».

Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Дидактическая игра «Сделай узор».

Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве, действовать по словесному указанию.

Дидактическая игра «Соберем пирамидку».

Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Дидактическая игра «Собери фигуру».

Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и форму.

Дидактическая игра «Занимательные коробки».

Цель: Соотнесение предметов двух заданных форм (цветов) при выборе из четырех.

 

Автор: Сыромолотова Наталия Витальевна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 14»

г. Сыктывкар, Республика Коми