Чем увлечь детей на экологической тропе.
Сценарии экологических мероприятий
(для детей средней, старшей и подготовительной групп)
Экологическая тропа –
это специально разработанный или специально
оборудованный маршрут в природу.
ФГОС ДО требует, чтобы педагоги максимально использовали образовательный потенциал территории детского сада. В летний период большую часть времени они проводят с детьми на улице.
Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория ДОО предоставляет для этого большие возможности. Обратите внимание на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней. Каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования. Организуйте прогулки с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение.
Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде всего, необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу поможет экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности. Благодаря ей воспитанники научатся познавать окружающий мир, выделять в нем взаимосвязи, наблюдать за объектами живой и неживой природы, активно взаимодействовать с ними.
Организуйте на экологической тропе экскурсии, учитывая особенности времени года. Для каждого месяца и объекта продумайте содержание образовательной деятельности.
Включите в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
Благодаря такой содержательной деятельности дети познакомятся с процессами, происходящими в природе, изучат живые объекты в их естественном природном окружении, получат навыки простейших исследований, смогут выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытаются решить их. Тематика объектов подобрана так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу.
На экологических экскурсиях дошкольники узнают об особенностях природы и фольклора родного города, изучают многообразие растений и насекомых, наслаждаются красотой природы. Так формируются основы экологической культуры.
В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы. Но все они обеспечивают непосредственное участие воспитанников, стимулируют их интерес, дают возможность проявить себя.
В качестве примера в приложении представлены конспекты познавательно-образовательной и досуговой деятельности на экологической тропе со дошкольниками среднего и старшего возраста на экологической тропе в летний период.
Приложения
Посвящение в эколята
Сценарий экологического праздника для юных защитников природы.
(Для детей средней, старшей и подготовительной групп)
Чтобы сформировать у детей экологическую культуру, недостаточно тематических бесед. Пригласите в гости к воспитанникам эколят – юных защитников природы. Они не только научат правильно вести себя на природе, но и покажут, как важно следить за порядком и помогать обитателям леса.
Задачи:
Оборудование:
Действующие лица:
Взрослые: Лесная фея
Эколята-дошколята: Шалун Елочка, Мусоровище (Лесник), Безобразник, дошкольники среднего, старшего возраста.
Место проведения: Музыкальный зал, затем выход на точки экологической тропы.
(Под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники средней группы с цветными резинками на руках входят в зал, обходят его по периметру и садятся на стулья. Под веселую музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники старшей и подготовительной групп вбегают в музыкальный зал и исполняют произвольный танец. По окончании танца садятся на стулья. Четыре воспитанника встают полукругом в центре зала и по очереди читают строки из стихотворения И. Петросян).
1-й ребенок:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
2-й ребенок:
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
3-й ребенок:
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
4-й ребенок:
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар там голубой,
Любимую планету!
(Дети встают в круг и поют песню «Не уроните шарик» (муз и сл. Т. Залужной). Во время исполнения передают друг другу большой глобус. Затем садятся на места. Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Лесная фея и читает стихотворение Н. Шолоховой Хитоми «Лесные сказки» с небольшими изменениями).
Лесная фея:
Здравствуйте, дети и взрослые!
В лесу живу я – Лесная фея
Среди букашек и стрекоз.
В нарядном платье орхидеи,
На голове в венке мимоз.
И я все знаю и умею,
И я здесь главная в лесу.
Волшебница – Лесная фея –
Ем землянику, пью росу.
Проверю – все везде в порядке,
Примечу каждый стебелек
И с птичками сыграю в прятки…
Послушайте! Кто-то поет!
Это друзья мои – эколятки.
(Под музыку (по выбору музыкального руководителя) вбегают Елочка и Шалун с пакетом для мусора, ставят его на пол в центре зала.
Они пробегают по залу, здороваясь с детьми, потом опять подходят к пакету).
Елочка: Вы узнали нас, ребята?
Дети: Да! Вы – эколята!
Шалун: Точно, мы – эколята, юные защитники природы!
Елочка: Я Елочка!
Шалун: А я Шалун!
Лесная фея: Здравствуйте, эколята. А что у вас в пакете?
Елочка:
Люди в лесу отдыхали,
Веселились, загорали
И, не думая, бросали
Все обертки от конфет
И разорванный пакет.
Шалун:
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу
Собрали мы – и лесу подмога.
(Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Мусоровище в грязном плаще)
Мусоровище:
Я по лесу все хожу,
Мусор свой не нахожу.
Это кто по лесу рыщет?
Кто мой мусор всюду ищет?
Лесная фея: Здравствуйте! Кто вы?
Мусоровище: Я великий Мусоровище! Покровитель брошенных предметов.
Елочка: А разве вы не знаете, что брошенные предметы загрязняют нашу планету?
Шалун: Мусор и ненужные предметы надо вывозить из леса.
Мусоровище: А я чем тогда буду заниматься?
Елочка: Можно найти много полезных дел!
Мусоровище: Вы меня не убедили!
Лесная фея: Дети, давайте поможем Елочке и Шалуну убедить Мусоровище в том, что мусор опасен для нашей земли.
Игра «Чем опасен мусор?»
Цель игры – сформировать бережное отношение к природе. Лесная фея показывает детям различные предметы: картонную коробку, стеклянную банку, пластиковый пакет, жестяную банку, велосипедную шину и т. д. Дошкольники рассказывают, какой вред может причинить каждый из этих предметов.
Мусоровище: А я этого не знал.
Лесная фея: А еще мусор можно переработать и использовать вторично, тогда не будет проблемы, где его хранить.
Мусоровище: Вот это да! Расскажите мне об этом подробнее.
Игра «Рассортируй мусор»
Цель игры – закрепить знания о способах утилизации промышленного мусора.
Перед детьми в центре зала лежит обруч, внутри него – тематические картинки «Промышленный мусор». Дошкольники делятся на три команды. Каждой команде Лесная фея дает игрушечный грузовик с ориентиром: «Металлолом», «Пластик», «Стекло».
Игра проводится в форме эстафеты. Участники игры должны переложить картинки из обруча в грузовики в соответствии с ориентиром. После чего капитаны команд отвечают на вопрос: «Как можно в дальнейшем использовать собранный промышленный мусор?» Побеждает команда, участники которой быстрее остальных справятся с заданием.
Мусоровище: Вы меня убедили! Теперь я сам буду следить за чистотой в лесу. И не хочу больше зваться Мусоровище! (Снимает грязный плащ.)
Лесная фея: А давай мы будем звать тебя Лесник!
Мусоровище: А кто это такой?
Лесная фея: Сейчас ребята тебе расскажут.
Воспитанники средней группы выходят в центр зала
и читают фрагменты из стихотворения А. Смирнова «Лесничий».
1-й ребенок:
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
2-й ребенок:
С рассветом раньше всех встает,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
3-й ребенок:
Он охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
Мусоровище: Ребята, я согласен заниматься такими полезными для леса делами!
(Лесная фея вручает Мусоровище эмблему «Лесник» и дарит книгу про природу. Далее дети обращаются к нему как к Леснику)
Лесная фея: Теперь ты стал настоящим Лесником. А эта книга тебе поможет делать добрые дела.
Лесник: Спасибо! Дети, скажите, а посадка деревьев – это доброе дело?
Дети: Да!
(Все дети и взрослые выходят на улицу на точку воды и песка)
Лесник: Вот с этого я и начну свои добрые дела!
Елочка: А мы тебе поможем!
(Елочка и Шалун дают Леснику саженец, лопатку и ведро с водой.
Елочка заглядывает в ведро)
Елочка: Ой, а почему в ведре такая грязная, мутная, покрытая какой-то пленкой вода? Шалун, где ты воду брал?
Шалун: Вон там, возле дороги!
Лесник: Дети, а можно поливать такой водой растения?
Дети: Нет!
Лесная фея: А вы не знаете, что могло случиться с водой? Почему она стала такой?
(Дети высказывают свои предположения)
Лесник: Что же мне теперь делать?
Лесная фея: Я тебе помогу.
Игра–эксперимент «Очищение воды»
Лесная фея берет большую прозрачную колбу, вставляет в нее воронку, в воронку укладывает ватные диски. Затем наливает тонкой струйкой грязную воду. Она проходит через ватные диски, и грязь оседает на них.
Лесная фея показывает детям воронку с грязными дисками и колбу с очищенной водой. Потом в профильтрованную воду опускает порошок активированного угля, перемешивает воду и повторяет опыт, переливая ее в другую колбу.
(В завершение эксперимента Лесная фея обращает внимание детей, что вода стала чистой и прозрачной)
Воспитанники старшей группы по очереди читают
строки из стихотворения С. Олеговой «Берегите воду».
1-й ребенок:
Вода – это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
2-й ребенок:
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтобы мы не боялись и мыться, и пить.
3-й ребенок:
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
4-й ребенок:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Лесник: Да, ребята, я с вами согласен. Давайте будем беречь воду!
Шалун: Я очень люблю воду! Вода есть везде: в реках, озерах, в тучке, плывущей по небу! Предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.
Подвижная игра «Капельки, озеро, ручеек, тучка»
В игре участвуют воспитанники всех групп. Цель игры – закрепить представления о разных состояниях воды.
Вначале игроки свободно двигаются по залу под музыку (по выбору музыкального руководителя). Когда Лесная фея говорит: «Капельки!» – дети замирают на месте. Когда она произносит: «Озеро!» – образуют круги по 5–10 человек. Когда говорит: «Ручеек!» – берутся за руки и идут змейкой по залу. Когда произносит: «Тучка!» – образуют круги по 5–10 человек и поднимают руки вверх. Лесник помогает Лесной фее следить за тем, правильно ли дети выполняют двигательные задания.
(Лесник благодарит детей, берет лопатку, саженец и ведерко с чистой водой, садят саженец. Дети помогают). Лесник уходит
Лесная фея: Теперь наш лес будет под присмотром, и в нем появится еще одно дерево. А вы знаете, какую пользу приносят деревья?
Дети отвечают. Лесная фея проводит с ними беседу о пользе деревьев.
Звучит аудиозапись «Шум птиц, крики животных».
(Дети передвигаются к точке «Муравейник»)
Елочка:
Что-то в лесу случилось!
Ой, беда, беда, беда!
Пропала муравьиная гора.
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил.
Птицы, звери нам кричат,
Муравьям помочь хотят!
(Дети поправляют муравейник)
(В зал входит Безобразник. В руках у него рогатка и громко играющий магнитофон)
Лесная фея: Мальчик, а не мог бы ты сделать музыку потише, ведь ты всем мешаешь!
Безобразник: Я вам не мальчик! Я Безобразник! И мне музыка не мешает!
Шалун: Тебе, может быть, нет, а обитателям леса мешает.
Елочка: Сейчас птицы сидят на гнездах, ждут птенчиков, у многих зверей появились малыши. А ты поднял шум!
Лесная фея: Лес – это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.
(Безобразник выключает магнитофон)
Шалун: А еще в этом большом общем доме у каждого есть свой домик. Мы тебе сейчас расскажем, кто и где живет.
Подвижная игра «Кто где живет»
Цель игры – научить определять место обитания животного.
Дети делятся на три команды: «Караси», «Вороны», «Лисы». Лесная фея раскладывает на полу картинки с изображением мест обитания животных: нора, дерево, река.
Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети двигаются по поляне. Когда музыка перестает звучать, дети подходят к «своим» домикам. Кто ошибается, выбывает из игры.
Игра повторяется 2–3 раза.
(По завершении игры, дети идут к точке «Птицы» безобразник достает рогатку и «прицеливается».)
Лесная фея: Подожди, подожди, что ты собираешься делать?
Безобразник: Я хочу попасть вон в ту красивую птичку.
(Безобразник показывает на одну из игрушечных птичек, висящих на дереве. Елочка встает, закрывая собой птичку)
Елочка:
Нельзя никого обижать!
Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!
Безобразник: Как будто бы вы себя в лесу ведете по-другому! Вы такие же, как я!
Игра «Если я приду в лесок»
(Безобразник рассказывает, что он обычно делает в лесу. Дети отвечают, можно ли это делать или нельзя. Эколята поясняют ответы)
Безобразник: Если я приду в лесок, то сорву ромашку.
Дети: Нет!
Шалун: Если рвать цветы, то в лесу будет некрасиво.
Безобразник: Если съем я пирожок, то выброшу бумажку.
Дети: Нет!
Елочка: Нельзя сорить в лесу.
Безобразник: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети: Да!
Шалун: Птицы будут рады такому угощению.
Безобразник: Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Дети: Да!
Безобразник: Если разведу костер, то тушить не буду.
Дети: Нет!
Елочка и Шалун (вместе): Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Дети: Да!
Шалун: Так ты, оказывается, не знаешь правил поведения на природе!
Безобразник: А существуют какие-то правила?
Шалун: Конечно! Дети, давайте расскажем о них Безобразнику.
(Дети приходят на точку «Правила поведения в природе» и рассказывают о правилах поведения на природе и показывают соответствующие знаки. Затем отдают знаки Безобразнику)
Безобразник: Спасибо, что вы меня познакомили с правилами поведения на природе. Я и сам больше не буду безобразничать, и другим не дам. Побегу в лес и расставлю знаки.
(Безобразник убегает. Лесная фея благодарит детей, хвалит их за заботу о природе. Воспитанники старшей и подготовительной групп выстраиваются полукругом и по очереди читают строки из стихотворения В. Степанова «Необъятная страна»)
1-й ребенок:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
2-й ребенок:
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
3-й ребенок:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(Дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)
Елочка: Шалун, мы с тобой очень любим природу, бережем ее. Природе всегда нужны помощники и защитники.
Шалун: Ребята, а вы хотите оберегать природу и быть нашими друзьями?
Дети: Да!
Елочка: А хотите стать эколятами?
Дети: Да!
Шалун: Для этого нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.
(Воспитанники всех групп выстраиваются в общий хоровод.
В центре его становятся Лесная фея, Шалун и Елочка. Воспитатели
выносят значки и пилотки. Звучит «Гимн эколят – молодых защитников природы» (муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели надевают детям пилотки и прикалывают значки. Лесная фея, Елочка, Шалун по очереди читают слова клятвы. Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»).
Клятва юного защитника природы
Я честный, добрый и заботливый человек.
Я хочу вступить в ряды эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды эколят – юных защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Эколята: Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитники природы! Помните об этом.
(Под музыку из «Гимна эколят – молодых защитников природы»
(муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой) дети прощаются с Лесной феей,
эколятами и уходят в группы)
Как Буратино и Красная Шапочка спасали природу.
Сценарий музыкально-экологической сказки для детей
старшей и подготовительной группы
Как вызвать у детей желание беречь родную природу? Покажите им сказку. Герои постановки расскажут, что мусор не только портит пейзаж, но и наносит серьезный ущерб лесным жителям. Вместе с дошкольниками они вспомнят правила поведения в природе и оформят экологические знаки, которые потом пригодятся на занятиях.
Задачи:
Оборудование:
Действующие лица:
Взрослые: Красная Шапочка, Буратино, Мальвина, Черепаха Тортилла, Разбойники
Дети: Старик, Бабушка, Царевна-лягушка, Лиса, Волк, Разбойники, ведущий.
Оформление зала: в центре музыкального зала на переднем плане – загрязненный пруд, на заднем плане – березы и елки, домик бабушки, за домиком – проектор для слайдов.
Ход сказки
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами посмотрим интересную сказку. Смотрите и слушайте! Красная Шапочка давно не навещала свою бабушку, очень соскучилась и пошла к ней в гости. Дорога пролегала через лес. Красная Шапочка шла и напевала свою любимую песенку…
(В зале появляются герои сказки. Красная Шапочка поет 1-й и 2-й куплеты песенки из к/ф «Красная Шапочка»
(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима). На пеньке сидит задумчивый Буратино)
Красная Шапочка: Ой, Буратино, здравствуй! А что ты здесь делаешь?
Буратино (грустно): Золотой ключик в пруд уронил. Попросил черепаху Тортиллу помочь достать ключик, а она ответила, что не может найти его, потому что на дне пруда много мусора.
(В пруду сидит черепаха и поет песню на мелодию «Песни черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина))
Черепаха Тортилла:
Затянулась грязной пленкой
Гладь старинного пруда,
Ах, кругом, куда не глянешь –
Только грязная вода.
А в пруду сплошная свалка,
А на дне лишь мусор, хлам:
Там бутылки, банки, палки –
Очень трудно стало нам.
Плохо рыбам и лягушкам,
И куда ты ни взгляни –
Среди мусора и грязи
Задыхаются они.
Люди, люди, помогите!
Уберите этот хлам,
Обитателей спасите,
Помогите, люди, нам!
(На экране демонстрируется слайд, на котором изображен загрязненный водоем. Приложение 1, рис. 1)
Буратино: Вот я и думаю, как же мне достать ключик?
Красная Шапочка: А я знаю! Давай позовем на помощь старика с неводом!
Буратино (звонит старику): Здравствуй, старик! Помоги нам, пожалуйста, достать ключик из пруда.
(Под музыку (на выбор музыкального руководителя) выходит Старик с неводом)
Старик: Здравствуй, Буратино! Здравствуй, Красная Шапочка! Помогу я вашей беде.
Ведущий:
Первый раз закинул старик невод – выловил пластиковые бутылки.
Второй раз закинул – выловил консервные банки, рваные башмаки.
Третий раз закинул – выловил золотой ключик!
Старик (чешет затылок): Вот так дела! Откуда же столько мусора в пруду? Не иначе как отдыхающие набросали. Так ведь все водные жители погибнут! Спасать надо пруд. Какой-нибудь знак для людей поставить.
Буратино: А давайте Мальвине позвоним!
Старик: Ну вы звоните, а я пойду домой корыто чинить старухе.
Красная Шапочка: Спасибо, дедушка!
(Старик уходит)
Буратино (звонит): Милая Мальвина! Беда у нас – лесной пруд замусорен, его обитатели помощи просят. Приходи, помоги нам придумать что-нибудь.
(Появляется Мальвина, несет запрещающие знаки)
Мальвина: Пока я к вам шла, придумала, как пруд сохранить. Давайте поставим запрещающие знаки. Они будут напоминать людям правила поведения в лесу. Так мы сохраним нашу природу. Например, этот знак запрещает бросать мусор в водоемы, иначе они превратятся в свалки, а рыбы и растения могут погибнуть.
Буратино: Здорово ты придумала!
Красная Шапочка: Буратино, Мальвина, пруд мы спасли. Пойдемте со мной в гости к бабушке, она будет очень рада.
Ведущий: Отправились друзья дальше по лесной тропинке, а навстречу им идут и плачут лиса с волком – они лапы поранили.
(Под музыку (на выбор музыкального руководителя выходят хромающие Лиса и Волк с перевязанными лапками)
Красная Шапочка, Буратино, Мальвина (вместе): Что с вами случилось?
Лиса: Мы по нашему лесу гуляли да поранились о битые стекла, которые на полянке разбросаны. Так все лесные жители могут поранить свои лапы.
Буратино (возмущенно): Кто же это разбросал битое стекло по лесу?
Волк: Да вон там на поляну разбойники приехали отдыхать, намусорили, бутылки разбили. Не узнаем мы своего леса. А от машины дым такой идет, что дышать вокруг невозможно. Если люди будут поступать таким образом, то воздух загрязнится, погибнем мы, звери и птицы.
Красная Шапочка и Мальвина: Надо объяснить разбойникам, что так поступать нельзя. Ведите нас к ним скорее!
(Красная Шапочка, Буратино, Мальвина, Лиса и Волк идут на полянку. Под аудиозапись шума двигателя автомобиля в зал въезжает «машина» с разбойниками или приходят разбойники)
1-й разбойник:
А, как известно, мы народ горячий
И не выносим нежностей телячьих.
Но любим мы зато шашлык пожарить,
Любим жечь костры и отдыхать мы!
1-й ребенок-разбойник:
Мы раз-, мы развлекаемся!
Ха-ха, мы развлекаемся!
2-й ребенок-разбойник:
Кричим и кувыркаемся!
И мусором швыряемся!
2-й разбойник:
А музыку мы любим громко слушать
И на природе шашлычок покушать!
Правила кругом мы нарушаем,
Мусорим кругом, мусорим кругом,
Мусор на поляну мы бросаем!
(Разбойники исполняют танец под аудиозапись «Песни разбойников» из м/ф «Бременские музыканты» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина)
Мальвина: Уважаемые разбойники! Как вам не стыдно! Посмотрите, что вы натворили: везде мусор валяется, музыка гремит, машина дымит! А ведь вы в гости в лес пришли. Разве вы не знаете, как вести себя в гостях нужно, особенно в лесу? Ведь лес – это дом птиц и зверей! Они из-за вас поранились.
Разбойники: Простите нас, пожалуйста, но мы не знаем, как вести себя в лесу. Нам никто не говорил об этом.
(На экране демонстрируются слайды, на которых изображен мусор в лесу. Приложение 1, рис.2)
Мальвина: Посмотрите на эти знаки и запомните:
(На экране демонстрируется слайд, на котором изображена машина с дымящейся выхлопной трубой. Приложение 1, рис. 3)
Разбойники: Мы все поняли, сейчас все исправим: музыку и машину выключим, стекла соберем, мусор сожжем.
Красная Шапочка: Ни в коем случае! Дым от костра загрязняет воздух, соберите мусор в пакет, а дома выбросите в мусорный бак.
Разбойники: Спасибо, что научили нас правилам. Нам пора уезжать. До свидания.
(Разбойники уезжают или уходят)
Волк и Лиса: Спасибо вам, друзья, что помогли. Теперь нам будет спокойно в лесу. Да и лапы наши уже зажили. (Пританцовывают.) До свидания! Нам тоже пора к своим деткам!
Красная Шапочка: Ну и нам пора в путь. Бабушка, наверное, совсем заждалась.
(Под веселую музыку (на выбор музыкального руководителя) скачет Царевна-лягушка)
Царевна-лягушка: Ква-ква, постойте! Ква-ква, едва догнала вас! Помогите, помогите!
Буратино: Что случилось, Царевна-лягушка?
Царевна-лягушка: Друзья, помогите! Только вы наш пруд от мусора очистили, как приехали разбойники и стали мыть свою машину в пруду.
Красная Шапочка: Что же они так быстро все правила забыли? Пойдем скорее, Царевна-лягушка.
(Разбойники моют машину в пруду. На экране демонстрируется слайд, на котором водитель моет машину в реке. Приложение 1, рис.4)
Мальвина: Ну, разбойники, видно, вы забыли все правила?
Разбойники: Нет, что вы, мы все помним. (Перечисляют правила.)
Мальвина: Машины в пруду, в реке мыть нельзя, потому что бензин загрязняет воду, и обитатели водоемов могут погибнуть, а люди не смогут купаться.
Разбойники: Ой, простите нас, мы об этом не подумали.
Мальвина: Так и быть, мы вас прощаем и про знак напоминаем!
Царевна-лягушка: Спасибо, друзья, за помощь! Мне пора возвращаться в свой пруд.
(Царевна-лягушка уходит)
Красная Шапочка: А теперь идемте скорее к моей бабушке.
Буратино: А где живет твоя бабушка, где ее дом?
Красная Шапочка: На окраине леса, рядом с заводом, вон, видите трубы?
(На экране демонстрируется слайд, на котором изображена дымящаяся заводская труба. Приложение 1, рис.5)
Бабушка: Что же вы так долго шли?
Красная Шапочка: Мы зверям в лесу помогали, лес и пруд от мусора очищали.
Буратино: Какой у вас дом хороший, да еще рядом с лесом, птички поют, кругом чистый воздух!
Бабушка: Ой, не знаю, не знаю, Буратино. Чистого воздуха-то и не хватает, дышать тяжело, ведь труба заводская сильно дымит.
Мальвина: Давайте мы с вами сочиним призыв к людям не загрязнять окружающую среду, ведь воздух и вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.
(Все дружно рисуют плакаты)
Бабушка: Молодцы, дети. А теперь идемте пить чай.
Ведущий: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
(Плакаты, которые сделали дети, после мероприятия воспитатели размещают на информационных стендах в группах детского сада)
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Сказание о мудром дереве и его друзьях.
Сценарий экологической сказки.
(Для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Сценарий экологической сказки
Экологическое образование занимает важное место в образовательном процессе ДОО. В век урбанизации оно приобретает особую актуальность. Дети с раннего возраста слышат о бережном отношении к природе, «которой на Земле осталось мало». Сделать экологические проблемы конкретными и понятными для детского восприятия, рассказать о них языком музыки, поэзии и танца, вызвать ответные эмоции помогут экологические праздники. В предлагаемом сценарии главное место отведено образу дерева, которое предстает общим домом для насекомых, птиц, зверей. Дерево – олицетворение живой природы – всегда готово укрыть людей. Но ему грозит беда, и оно нуждается в помощи.
Для более качественного и организованного показа сказки, каждая возрастная группа готовит, согласно результата, своего экологического проекта, отражающую тематику частей сказки и соответствующую атрибутику и наглядность, костюмы. («Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Дикие лесные животные»). Данное мероприятие можно провести в конце лета. Сценарий рассматривается заранее педагогами, так как результат внедрения своих экологических проектов отражен в данной сказке, что педагогам даст возможность более четко и конкретно определить цель и задачи реализации экологических проектов каждой возрастной группы, что сделает итоговое мероприятие познавательным и увлекательным.
Цель: Подведение итогов проектной деятельности по экологии за учебный год ил летний период.
Задачи:
Предварительная работа:
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Дерево, Хулиган
Дети: Маринка, Алешка, Деревья, Птицы, Животные, Цветы, Насекомые
Ход сказки
(Зал оформлен декорацией леса. Звучит фонограмма «Звуки природы»)
Голос за сценой (фонограмма):
Я сорвала цветок — и он завял;
Я посадила соловья в клетку — и он перестал петь;
Я поймала жука — и он погиб у меня в руках.
Тогда я поняла, что к природе можно прикасаться только сердцем…
(Звучит фонограмма оркестрового вступления к песне «Лебединая верность», муз. Е. Мартынова, сл. А. Дементьева. Выходят дети)
Дети:
Мы в этом мире всего лишь гости,
Без нас здесь нет ни войны, ни злости.
Всему хозяйка — сама Природа,
Не суйся в воду, не зная брода.
Она умело, как добрый гений,
Связала узел живых растений,
Цветов, деревьев, озер глубоких;
Животных диких и гор высоких;
Полей бескрайних, лесов богатых;
Всех насекомых и всех пернатых.
Ведущий:
Особое место природа отводит
Лесам, где, как в сказке, животные бродят.
Деревья здесь, важным являясь звеном,
Смогли все вокруг превратить в общий дом.
Мы вас постараемся всех убедить,
Как важно нам их на земле сохранить.
Немного вы нам уделите вниманья —
О дереве мудром, волшебном, могучем,
Сейчас мы поведаем наше сказанье.
Всегда вокруг дерева жизнь вся кружится,
И должен запомнить любой человек,
Что им дорожат очень звери и птицы
И мы с ним повязаны крепко навек.
Его отыскать будет вовсе не трудно,
Растет оно средь деревьев других,
Живущих весной в ожидании чуда…
Давайте сейчас мы посмотрим на них.
(Выходят дети в костюмах деревьев)
Березка: Мы ждем с нетерпеньем счастливого лета.
Дуб: Тоскуя без теплого солнца и света.
(Березка и Дуб исполняют танец «Менуэт» Ж. Рамо из сб. Т. Ф. Кореневой «Музыкально-ритмические движения»)
Ведущий:
Заботливо дерево держит на ветке
Гнездо и птенцов пернатой соседки.
(Выходят дети в костюмах птиц)
Птицы:
Немало вы встретите птиц на деревьях
В нарядных, красивых, цветных опереньях.
Чье пение радует слух без конца,
Вселяя добро в наши с вами сердца.
(Дети в костюмах птиц исполняют песню «Солнышко», муз. И. Кошиминовой, сл. М. Сергеевой, А. Минаевой)
Ведущий:
Богата Земля наша миром животных:
От хищников злых и до белочек добрых,
И рыжие лисы, и серые волки,
И ежики, иглы которых так колки;
Олени и лоси, медведи и зайцы
Готовы устроить в лесу свои танцы.
(Выходят дети в костюмах животных)
Животные:
Ведь дерево стало для нас родным домом,
Что в стужу и зной верно служит нам кровом!
(Дети в костюмах животных исполняют польку (музыка по выбору музыкального руководителя))
Ведущий:
Как много вокруг насекомых знакомых:
От пчел работящих до бабочек робких.
Стрекозы, улитки, жуки, пауки,
Божьи коровки, шмели, муравьи.
(Выходят дети в костюмах насекомых)
Насекомые:
Мы дружбой с деревьями все дорожим,
Жилище свое под корой сторожим.
Давайте споем мы им песни-частушки —
И весело станет в лесу на опушке.
(Дети в костюмах насекомых исполняют комические куплеты)
Бабочка:
Грациозна и стройна —
Это все лишь про меня!
Я красивой рождена…
Муравей: Да, прелестна, но вредна.
Божьи коровки (обращаясь к Бабочке):
Крылышки, две пары ножек
Есть и у коровок божьих…
Муравей:
С вами я согласен точно!
Нет у них (показывает на Бабочку)
Лишь черных точек.
Стрекоза:
Отправляюсь я в полет,
Как военный вертолет!
Муравей:
Ты ленива, но быстра,
Ты опасна, стрекоза.
Кузнечик:
Я кузнечик Длинноус
Подарю Вам розу! (Протягивает Бабочке розу.)
Муравей:
Бабочка приносит вред,
А кузнечик пользу!
Пчела:
Я — полезная пчела,
Всех медом угощаю!
Вы не ссорьтесь, детвора,
Вас в гости приглашаю!
Насекомые:
Дружно мы живем все вместе,
Хоть и спорим иногда.
Мир природы так чудесен,
Он — наш дом, а мы — семья!
Ведущий:
Богата Россия своими цветами,
Что радуют сердце нам с вами:
Роскошные розы, герань луговая,
Известный всем с детства Иван-да-Марья.
(Выходят дети в костюмах цветов)
Цветы:
В нас сил чуть поменьше, чем в дереве этом.
Не вычислить возраст его одним веком!
Природа богата, всего в ней не счесть!
Мы вальс показать всем изволим за честь!
(Дети в костюмах цветов исполняют «Вальс цветов» (музыка по выбору музыкального руководителя))
Ведущий:
И песни, и пляски звучали повсюду;
Все было подобно волшебному чуду,
Пока не нахмурилось небо мгновенно…
(Звучит фонограмма фрагмента пьесы «В пещере горного короля», муз. Э. Грига)
Ведущий:
Как будто погасли все звезды Вселенной!
Попрятались звери, поникли деревья.
Казалось, вокруг все умерло враз.
Со страшной угрозой в то самое время
К Земле приближался злодей Безобраз!
(В зал вбегает Хулиган, исполняет импровизированный танец)
Хулиган:
Я — страшный, коварный злодей-разрушитель.
Меня избегает любой лесной житель.
Боятся и взрослые люди, и дети.
Я — самый ужасный разбойник на свете!
(Звучит фонограмма музыкальной зарисовки «Ночь на Лысой горе», муз. М. Мусоргского)
Хулиган:
Теперь безобразия буду творить:
Животных пугать и реки сушить,
Цветы все срывать, деревья валить,
Чтоб позже смогли про меня говорить:
«Злодей Безобраз побывал здесь сейчас,
Стремглав налетел и разрушил все враз!»
ХА-ХА-ХА! ХА-ХА-ХА!
(Хулиган убегает)
Ведущий:
А в это время по дорожке
Шли за грибами Маринка с Алешкой.
Алешка:
Марина, ты слышишь, грохочет что-то?
Так, словно громко смеется кто-то!
(Звучит фонограмма фрагмента кантаты «Александр Невский. Мертвое поле», муз. С. Прокофьева)
Маринка:
А пусто как! И деревьев нет!
Кто сможет теперь дать нам верный ответ?
Алешка:
Смотри, вдалеке заметен пригорок:
Там дерево есть средь сломанных елок.
Маринка:
Теперь нам скорей до него бы добраться,
Чтобы во всем суметь разобраться.
Ведущий:
Дети поближе к пригорку подходят
И с дерева глаз удивленных не сводят.
И медленно, плавно песня звучит —
То дерево тихо о чем-то грустит…
Дерево (исполняет арию):
Немало веков нас природа растила,
Вокруг все живое берегла и любила!
Всегда охраняла от боли и зла,
А в этот раз — ох! — спасти не смогла.
Большая беда приключилась на свете…
И я обо всем вам поведаю, дети:
Злодей Хулиган побывал здесь сейчас,
Стремглав налетел и разрушил все враз!
Нам помощь нужна очень ваша, ребята,
Цветам, насекомым, деревьям, зверятам.
Покой не найдет ни один лесной житель,
Пока на свободе злодей-разрушитель.
Маринка:
Мы вместе все зло навсегда устраним,
Трудом и любовью добро сотворим.
Усилием, общим и дружным, стараньем
Природу мы вновь на земле возродим.
Алешка:
Посадим деревья — и птицы вернутся,
И все насекомые наши проснутся;
Животные дикие вновь без опаски
По лесу будут гулять словно в сказке.
Дерево:
Чтоб впредь никогда — ни здесь, ни сейчас! —
Не встретился больше нам враг Безобраз.
Маринка:
Все вместе должны мы сейчас постараться,
Нельзя в трудный час в стороне оставаться!
Алешка:
Поможем и мусор в лесу устранить,
И быстро в округе огонь погасить!
Ведущий:
И смело взялись за работу ребята;
Помочь отовсюду спешили зверята;
Жуки, муравьи, осы, пчелы, шмели;
Слетелись синицы, скворцы, воробьи.
Работая быстро, работая дружно,
Все вместе порядок в лесу навели!
Дерево:
Спешу я сказать вам большое спасибо!
Дорога всегда для вас в лес наш открыта.
А если вдруг дождик иль зной приключится,
Вы можете смело на нас положиться!
Мы тенью укроем, от дождика спрячем.
Ведь в дружбе всегда только так. Не иначе!
Ведущий:
Существует поверье, и скажу не впервые:
Не губите деревья, все деревья живые.
Без них на Земле места не будет
Ни животным, ни рыбам, ни птицам, ни людям!
Все деревья, являясь частицей природы,
О живом на Земле проявляют заботу.
Вокруг дерева кружится жизнь на планете,
Без него все погибнет — запомните, дети!
Дети:
Храните вы дерево от топора;
Высокое, сильное и вековое,
Оно дарит тень нам, когда вдруг жара.
Чарует вокруг все живое…
Как здорово жить нам на свете —
Деревьям, животным, цветам и всем детям!
Сегодня у дерева мы собрались
И весело за руки крепко взялись.
И время летит, ускоряя свой ход.
Пусть громче звучит дружный наш хоровод!
(Дети исполняют хоровод «Сказочное дерево», муз. и сл. Л. Веселовой)
Ведущий:
Вот и пришла пора попрощаться,
Домой мы, друзья, вернуться должны.
Дерево:
Не забывайте вы к нам возвращаться.
Сердца наши радостью, счастьем полны.
(Дети встают врассыпную)
Дети:
Земля наша славится яркой природой —
Давайте окружим ее мы заботой!
И вместе беречь ее будем, любить,
И никому не позволим губить.
(Дети исполняют танцевальную композицию «Дети и природа» (из сб. А. Бурениной «Ритмическая мозаика»))
Список используемой литературы:
1. Комплексная образовательная программа образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.
2. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. – М., 2010
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2002
4. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОО. Интегрированные занятия. – М., 2013
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008
6. Подборка журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
Автор: Вайсят Ирина Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 «Светлячок»
г. Александровск-Сахалинский
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)