rainbow

Формирование экологического самосознания старших дошкольников посредством природоохранных акций

 

Актуальность. В дошкольном возрасте у ребенка формируется самосознание: он выделяет себя из предметного мира, осознает свое место среди людей, ориентируется в окружающем мире, вычленяет его ценности. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, ребенок начинает осознавать ее ценность для всех людей. В условиях быстрых изменений окружающего мира, вызванных научно-техническим прогрессом, новыми технологиями, требуется особе внимание к формированию сознания и самосознания ребенка-дошкольника.

Новизна темы определяется тем, что предлагается непосредственный контакт дошкольника с природой, его взаимодействие с растительным и животным миром, объектами неживой природы – в природоохранных акциях, в ходе которых осуществляется познание и практическое формирование отношения к природным объектам, формирование элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников.

Цель:формирование у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой через организацию природоохранных акций.

Задачи:

1. Разработать и применить на практике природоохранные акции и выявить их эффективность при формировании представлений у детей о взаимосвязи «человек – природа»;

2. Формировать основы элементарных экологических представлений, доступных пониманию ребенка.

3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, учить видеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде в процессе организации и проведения природоохранных акций.

Природоохранная акция – это система воспитательно-образовательных мероприятий с одной тематикой, чтобы сформировать у дошкольников экологические знания, правильное отношение к объектам и явлениям природы, умений и навыков природоохранной деятельности.

Были определены этапы работы: 1) подготовительный; 2) познавательно- исследовательский; 3) практический; 4) агитационный.

Была разработана программа по использованию природоохранных акций в развитии экологического самосознания старших дошкольников и методика ее реализации. Программа включила в себя следующие акции: «Посади деревце»; «Берегите воду!»; «Ты лети к нам, скворушка!»

На подготовительном этапе перед детьми ставилась проблема, связанная с темой акции, обсуждался комплекс мероприятий, практическая деятельность природоохранного характера. Использовались разные методы и формы работы с детьми: моделирование экологических ситуаций, их решение, наблюдения, экскурсии, беседы и др. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками, дошкольники приходили к осознанию того, что для сохранения природы надо проводить природоохранную деятельность и привлекать к этому других людей.

Второй этап познавательно-исследовательский был направлен на то, чтобы дошкольники самостоятельно определяли экологическую проблему и находили способы ее решения, используя исследовательские методы и приемы. На познавательно-исследовательском этапе с детьми проводились разные виды деятельности: игровая, познавательно–исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы. Дети определяли простые экологические проблемы и находили способы их решения.

Практический этап направлен на то, чтобы формировать у дошкольников навыки и умения природоохранной деятельности, умения применять основы экологических знаний в природоохранной деятельности, а так же умение соблюдать правила поведения в природе. На практическом этапе использовались разные виды и формы организации труда дошкольников, целью которого является сохранение объектов природы, создание условий, необходимых для их жизни. На этом этапе они сами придумывали, какие действия необходимо предпринять в рамках той или иной акции.

Последний, агитационный этап был направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к объектам природы у взрослых и дошкольников, их вовлечения в природоохранную деятельность. На данном этапе дети занимались агитацией среди сверстников, взрослых и младших дошкольников. Они выходили с агитационными листовками, сделанными своими руками на улицы села и раздавали прохожим.

В результате проведенного исследования были сделаны выводы, что природоохранные акции являются эффективной формой развития экологического самосознания детей старшего дошкольного возраста, значительно повышают уровень их экологических знаний.

 

Автор: Кузнецова Светлана Валерьевна

воспитатель

ГБОУ Самарской области

средней общеобразовательной школы

им. А.И. Кузнецова с. Курумоч

муниципального района Волжский

Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Белочка»