rainbow

Педагогический проект

в подготовительной логопедической группе

«75-летию великой Победы посвящается…»

 

Содержание

1. Паспорт проекта

2. Введение

   2.1. Актуальность

   2.2. Проблемы

   2.3. Гипотеза

   2.4. Цели

   2.5. Задачи

   2.6. Предполагаемый продукт

   2.7. Ожидаемые результаты

3.Этапы работы над проектом

   3.1. Подготовительный

   3.2. Основной

   3.3. Промежуточный

   3.4. Заключительный

4.Список литературы

5.Приложения

   5.1. Сценарий видеоролика

   5.2. Конспект НОД учителя-логопеда

   5.3. Фотоотчет

 

1. Паспорт проекта:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.

 

2. Введение

2.1. Актуальность:

«В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет…»

75-летие великой Победы… безусловно для людей старшего поколения это грандиозное и важное событие в жизни страны, в жизни людей. «Человек жив, пока живет о нем память…». Задача взрослых передать свою память юному поколению, память о погибших родственниках, о жизни и подвигах людей в годы войны.

Детям дошкольного возраста доступно понимание исторических событий на примере жизни таких же детей как они… «Дети войны, дети - герои», они наравне со взрослыми ощутили на себе все ужасы и тяготы войны. И это не должно повториться. Только передавая знания о войне из поколения в поколение, воспитывая понимание, уважение и благодарность, можно сформировать у современных детей чувство патриотизма, чувство ответственности и гордости за свою Родину.

2.2. Педагогическая проблема:

Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей и подростков военной поры, хочу показать, что война - это страшное зло, прошедшее не только по жизни взрослых, но и детей.

Детская проблема:

Дети любят петь, танцевать, рассказывать стихи, рисовать. И конечно им интересно поучаствовать в создании фильма (видеоролика) для ветеранов, родственников, поздравить всех с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне.

2.3. Гипотеза проекта:

Предполагается, что представленный проект с использованием ИКТ технологий и разработанный с учётом возрастных и речевых особенностей детей с ТНР, позволит создать условия для формирования у детей первоначальных знаний о Великой Отечественной войне, о детях-героях, о военных профессиях и военной технике, расширит активный словарь детей по данной теме.

2.4. Цели проекта:

- Формирование у детей знаний об исторических событиях Великой Отечественной войны в жизни страны и семьи, понимания важности сохранения этих знаний в памяти людей.

- Формирование у детей нравственно-патриотических чувств и осознание принадлежности к истории России.

- Формирование у детей представлений о детях-героях войны.

- Повышение педагогического потенциала родителей в формировании у детей понимания принадлежности к историческому наследию семьи.

2.5. Задачи проекта:

- Формировать у детей представления о Великой Отечественной войне, об участии детей в войне, их героических подвигах, смелости и храбрости.

- Воспитывать уважение и благодарность к подвигу детей и взрослых в годы войны, осознавать важность Победы нашего народа.

- Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств и осознание принадлежности к истории России.

- Активизировать художественно-творческие способности детей.

- Познакомить детей с художественной литературой по теме, песнями военных лет.

- Знакомить детей с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через художественные произведения, кино, фотохронику.

- Дать детям представления о жизни их ровесников в годы войны, познакомить с юными защитниками Отечества.

- Развивать познавательную и речевую активность детей в непосредственно образовательной и совместной деятельности. Обогащать и активизировать словарный запас детей за счет новых слов («Дорога жизни», «Осажденный город» и др.)

- Способствовать привлечению родителей к активному участию в воспитании патриотических чувств у детей и проведению акции «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»

- Способствовать социально-коммуникативному развитию детей, их социализации (показать видеоролик своим бабушке, дедушке, а также в «Доме Ветеранов», прокомментировать и поздравить с Днем Победы)

2.6. Предполагаемый продукт проекта:

- создание видеоролика «Память, которой не будет конца…» с участием детей подготовительной группы

2.7. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

Сформированы первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о детях-героях, о военных профессиях и военной технике. Расширен активный словарь детей по данной теме. Активизированы художественно-творческие способности детей.

У родителей:

Активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.

3. Этапы работы над проектом:

3.1. Подготовительный

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта

1. Работа педагогов направлена на:

 

 

- Сбор информационного материала.

- Составление перспективного плана работы по теме проекта.

- Организация развивающей, познавательной среды.

- Организация тесного взаимодействия воспитателей группы, учителя-логопеда и родителей с целью достижения максимально качественного результата.

2. Работа учителя-логопеда направлена на:

- Сбор информационного материала.

- Составление перспективного плана работы по теме проекта.

- Разработка конспектов НОД по теме проекта.

3. Взаимодействие с родителями направлено на:

- Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту.

- Привлечение родителей к активному участию в создании видеоролика «Память, которой не будет конца…»

3.2. Основной этап

Цель: Отработка основных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие при реализации проекта.

1. Работа педагогов группы по обеспечению реализации проекта:

- Создание развивающей среды на фронтальных занятиях и в совместной деятельности.

- Оформление выставки иллюстраций к книгам «Дети войны»

* А. Гребенина «Вера Иванова»

* Л. Яновский «Ваня Озерянский»

* Д. Чехович «Маня Голофаева»

* А. Жариков «Володя Арашьянц»

- Беседа на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны», рассматривание портретов.

- Беседа-рассуждение «Чем могли помочь дети на войне?»

- Рассказы детей о своих прадедушках в годы войны.

- Экскурсия к памятникам боевой славы «Штыки», «Пушка», «Вечный огонь» и др.

- Заучивание стихов

* Е. Благинина «Шанель»

* Р. Казакова «На фотографии в газете…»

- Чтение художественной литературы

* «Дети-герои ВОВ»

* Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

* С. Михалков «День победы»

* А. Гайдар «Сказка о военной тайне»

- Художественное творчество:

Рисование «День Победы», «Праздничный салют»

Лепка «Пограничник с собакой», «Танк»

Аппликация «Поздравительная открытка ветеранам», «Георгиевская лента»

Конструирование «Голубь мира» оригами

- Изготовление и выставка поделок «Наши подарки ветеранам»

- Сюжетно-ролевая игра: «Военный корабль», «Пограничники», «Партизаны»

- Выставка игрушек «Военная техника»

2. Взаимодействие педагогов группы с музыкальным руководителем:

- Разучивание песен

* М. Блантер «Катюша»

* Музыка – В. Осошник, слова – Н. Осошник «А закаты алые алые…»

- Слушание песен о войне:

* В. Лебедев-Кумач «Вставай страна огромная»

* М. В. Исаковский «Дан приказ ему на запад»

* А. Филлипенко «Наша Армия сильна»

* Д. Тухманов «День Победы»

3. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми:

- Создание развивающей среды на фронтальных и индивидуальных занятиях с учителем-логопедом.

- Активизация речевого материала при проведении НОД по теме «Дети войны. Пересказ А. Гребениной «Вера Иванова»

- Отработка речевого материала на индивидуальных занятиях.

4. Самостоятельная деятельность детей

- Рассматривание военных фотографий, медалей, книг о войне с иллюстрациями.

- Дидактические игры:

* «Один – много»

* «Кому что нужно для службы»

5. Взаимодействие педагогов группы с родителями:

- Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта. Составить совместно с детьми небольшой рассказ (с использованием фотографий) о родственниках, переживших войну, воевавших или работавших в годы войны.

- Совместный просмотр родителей с детьми художественных фильмов о войне:

* «Сын полка» 1946 г

* «Девочка из города» 1986 г

* «Девочка ищет отца» 1959 г.

* «Полонез Огинского» 1971 г.

- Оформление стенда «Мой папа – солдат» фотовыставка.

6. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами группы:

- Индивидуальные занятия воспитателей с детьми по заданию учителя-логопеда, отработка активного словаря.

3.3. Промежуточный этап:

Цель: оценка результативности проектной деятельности

- Разработка сценария видеоролика «Память, которой не будет конца…»

- Участие в конкурсе методических разработок по нравственно-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «Детский сад №125»

- Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.

- Распространение педагогического опыта.

3.4. Заключительный этап

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

- Создание видеоролика «Память, которой не будет кона…»

- Подведение итогов реализации проекта

- Поздравление всех с Днем Победы, показ видеоролика ветеранам войны, родственникам, детям других групп.

4. Список используемой литературы.

1. Издательство «Малыш» 1978 Альбом-выставка «Октябрята – смелые ребята»

2. А.П. Козаков, Т.А. Шорыгина «Детям о Великой Победе»

3. А.Е. Белоусов «Рассказы детям о войне»

4. А. О. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

5. Л.Е. Белоусов «На встречу Дню Победы»

 

5. Приложения

Приложение 5.1.

Сценарий видеоролика

«Память, которой не будет конца…»

1 часть

На фоне кинохроники военных лет звучит голос взрослого за кадром:

«Июнь! Клонился к вечеру закат

И Теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы

Со школьных вечеров домой шагая,

Что будет завтра первый день войны

А кончится она лишь в сорок пятом»

Далее:

Дети подготовительной группы в пилотках и с георгиевской лентой на груди исполняют песню «А закаты алые…»

Музыка – В. Осошник,

слова – Н. Осошник

2 часть

На фоне слайдов или иллюстраций «Дети на фронте», «Дети в концлагерях», «Дети в оккупации», «Дети в тылу»:

Трое детей, одетых в военную форму, читают стихотворение:

Римма Казакова «На фотографии в газете…»

«На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем -

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.»

3 часть

Голос взрослого за кадром

Отрывок из стихотворения Ирины Савельевой «У войны недетское лицо»:

«У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть…

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.»

Далее:

На фоне иллюстраций из набора книг «Дети-герои» (плакаты)

Рассказ ребенка о подвиге во время войны:

А. Гребенина «Вера Иванова» (краткий пересказ)

4 часть

Голос взрослого за кадром:

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой…»

Далее:

На фоне иллюстраций и фотографий ребенок рассказывает о своем прадедушке, участнике ВОВ.

5 часть

На фоне кинохроники военных лет

Ребенок читает стихотворение Е. Благининой «Шинель»

6 часть

На фоне слайдов военных лет исполняется песня «Катюша»

Далее:

Дети подготовительной группы в пилотках и с георгиевской лентой на груди маршируют и исполняют песню «Дан приказ ему на запад»

7 часть

Ребенок читает стихотворение

«Пусть мирно живут на планете

Пусть дети не знают войны

Пусть яркое солнышко светит

Мы дружной семьей быть должны!»

Далее:

Исполняется танец «Фонарики дружбы»

8 часть

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

 

Приложение 5.2.

Конспект НОД

в подготовительной логопедической группе

Лексическая тема «День Победы»

Тема: «Дети войны. Пересказ А. Гребениной «Вера Иванова»»

 

Цель: Обучение пересказу адаптированного варианта рассказа Аэлиты Гребениной «Вера Иванова»

Задачи:

1. Формировать у детей представления о Великой Отечественной войне, об участии детей в войне, их героических подвигах, смелости и храбрости.

2. Обогащать и активизировать словарный запас детей по данной теме.

3. Учить детей пересказывать рассказ Аэлиты Гребениной «Вера Иванова» (адаптированный вариант), используя в качестве наглядной опоры иллюстрации к книге.

4. Упражнять в выделении смысловых отрывков в тексте рассказа и составлении плана.

5. Продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания.

6. Упражнять в подборе слов-антонимов.

Предварительная работа: чтение рассказа Аэлиты Гребениной «Вера Иванова», изготовление открыток к Дню Победы, с изображением медалей.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, видеоролик «Священная война» в исполнении Арслана Сибгатуллина, иллюстрации к книге А. Гребениной «Вера Иванова», две солдатские каски.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент

Включается ролик, дети, услышав песню, обращают внимание на экран. Дети стоя слушают песню «Священная война» в исполнении 4-х летнего Арслана Сибгатуллина, смотрят видеоролик.

2. Основная часть.

1. Логопед: - Ребята, вы прослушали песню «Священная война» в исполнении 4-х летнего мальчика Арслана, посмотрели кадры кинохроники.

- Какому историческому событию в жизни нашей страны посвящена эта песня? (ответы детей)

Логопед: Во время войны все взрослые встали на защиту нашей родины.

2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

А каким должен быть военный? Вы подберите слова противоположные моим, ваши слова будут характеризовать военных.

Слабый- сильный, выносливый

трусливый- храбрый, решительный

глупый- умный, злой- добрый,

медлительный- стремительный,

враг-друг, лживый –справедливый.

3.Работа над текстом по частям.

Логопед: Война - это страшное зло, прошедшее не только по жизни взрослых, но и детей. О жизни одной маленькой девочки во время войны мы с вами и поговорим.

Чтение логопедом адаптированного варианта рассказа А. Гребениной «Вера Иванова» по частям, с установкой на подбор иллюстрации к каждой части:

1-я часть

Когда началась война, Вере было три года. Папа ушел на фронт и скоро погиб. Мама Веры была врачом и работала в госпитале (объяснить значение слова). Вера жила с бабушкой. Бабушка заболела, и мама увезла Веру с собой в госпиталь. Вера помогала взрослым: сворачивала выстиранные бинты (объяснить), ходила за почтой и помогала ухаживать за ранеными. Вера видела много ран, крови, но никогда не плакала.

Вопросы по прочитанному:

- Как Вера оказалась в госпитале?

- Как Вера помогала взрослым?

- Какая картинка подходит к данной части?

2-я часть

Однажды Вера возвращалась с письмами для бойцов (Вере было уже пять лет). По пути она встретила военного и четко поздоровалась: «Здравствуйте, товарищ лейтенант. Осуществляю доставку писем бойцам. - Вера была в военной форме - рядовая Вера Иванова». Лейтенант приложил руку к пилотке и сказал: «А проводи-ка ты меня, Вера Иванова, к штабу»

Вера молчала.

- Ты чего молчишь? – спрашивает ее лейтенант – дорогу не знаешь?

- Знаю, - отвечает Вера. – Только дорогу показать не могу.

Удивился лейтенант:

- Почему же?

- А я вас не знаю - ответила Вера и дала стрекача (объяснить значение слова).

Она прибежала в часть и сказала военным, что какой-то незнакомый лейтенант ищет штаб. Незнакомец оказался не шпионом, но поблагодарил Веру за службу и за то, что она не выдала военную тайну.

Вопросы по прочитанному:

- Кого встретила Вера, когда несла письма?

- О чем попросил незнакомец Веру?

- Почему Вера не показала незнакомцу дорогу в штаб?

- Почему военный похвалил Веру?

- Какая картинка подходит к данной части?

Инсценировка диалога лейтенанта и Веры.

Мальчик и девочка надевают пилотки и разыгрывают сцену диалога.

3-я часть

В другой раз, когда Вера пошла за почтой - началась бомбежка. Вера спряталась в воронку (объяснить значение слова). Она услышала, что кто-то к воронке ползет. Оказалось, что это два раненых бойца. Один был ранен в голову, а другой в ногу. Солдат дал Вере ножик и перевязочный пакет и сказал: «Помоги, сестричка». Вера разрезала сапог, вся нога солдата была в крови. Перевязала рану с помощью ваты и бинта. Вере было страшно, но она думала только о том, что бойцу еще больнее.

Вопросы по прочитанному:

- Куда спряталась Вера во время бомбежки?

- Куда были ранены бойцы?

- Как Вера помогла раненому в ногу солдату?

- Какая картинка подходит к данной части?

4-я часть

Раненый в голову боец просил пить. Вера взяла каску, с трудом выбралась из воронки и поползла к опушке леса. Вокруг рвались бомбы. Во время взрывов она прижималась к земле. В лесу тек маленький ручеек.

Вера набрала в каску воды и поползла обратно. С полной каской воды ползти было труднее, но она добралась до воронки, где оставила раненых. Им было совсем плохо.

Вера отдала воду солдатам, а сама поползла за санитарами. Так Вера спасла двух бойцов. За это ее наградили медалью «За боевые заслуги».

Вопросы по прочитанному:

- Каким образом Вера смогла принести воду для раненых?

- Как Вера спасла раненых бойцов?

- Какой медалью наградили Веру?

- Какая картинка подходит к данной части?

Динамическая пауза «Вера несет воду раненым бойцам»

Дети делятся на четыре команды. Команды становятся напротив друг друга. В форме эстафеты дети должны перенести воду в касках и не разлить ее.

5-я часть

Вместе с госпиталем Вера продолжала войну. Ее как настоящего бойца наградили медалью «За взятие Кенигсберга» и медалью «За победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Когда закончилась война, Вера пошла учиться в первый класс. На ее груди сверкали три военные награды.

Вопросы по прочитанному:

- Сколько медалей получила Вера за время войны?

- Название каких медалей вы запомнили?

- Что делала Вера после окончания войны?

- Какая картинка подходит к данной части?

5. Пересказ детьми одного из эпизодов по выбору.

6. Итог занятия.

Выставляется портрет девочки в гимнастерке.

Логопед: Дети-герои. Тяжелая военная доля выпала на жизнь детей в годы войны. Но память о них навсегда сохранится в наших сердцах.

Логопед: Дети, в знак благодарности давайте подарим Вере Ивановой наши открытки.

Организуется выставка работ.


 

Авторы: Тюрикова Нина Сергеевна, 

Голева Юлия Владимировна 

воспитатели 

МАОУ "Детский сад № 125"

г. Череповец