rainbow

Организация предметно - развивающей среды

для познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме ,цвете ,размере ,материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планет Земля как общем дома Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Функции предметно пространственной среды любой образовательной области, в том числе и познавательной:

  • Содержательно – насыщенная;
  • Трансформируемой;
  • Полифункциональной;
  • Доступной;
  • Безопасной.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.

 

Первая младшая группа

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии. Наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. Несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Игры с песком и водой, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п.

 

Вторая младшая группа

Объекты для исследования в действии содержат в себе возможности более тонкой дифференцировки внешних свойств (цвета, формы, величины), Наборы для группировки и сериации с более широким диапазоном геометрических форм (до пяти форм), цветов (до 6-8), более сложными отношениями величин (сериационные ряды из 3-5 элементов). доски-вкладыши с составными формами — из 2-3 частей, простые объекты-головоломки — сборно-разборные игрушки из нескольких элементов и т.п. Наборы картинок для группировки (с геометрическими формами разного цвета, величины и с изображениями различных реальных предметов окружения, до 4-6 каждой группы), сюжетными картинками, сериями картинок для выстраивания последовательностей событий (до 3-4), простыми парными картинками и парными картинками типа "лото", разрезными картинками (из 4-6 элементов) и т.п. Наборы карточек, дающих возможность группировки по 2-3 признакам-основаниям последовательно (например, по назначению предметов, затем те же карточки — по цвету и т.д.).

  

 

Средняя группа

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п. Объекты - "головоломки", сборные кубы, шары, проблемные ящики и т.п., игрушки - трансформеры, сборно-разборные игрушки, конструктивные модули и пр.

Разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа пазлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).

«Графические головоломки» (разнообразные графические лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, а также в виде настольно-печатных "развивающих" игр кубики с буквами и цифрами, наборы картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п.

 

Старшая и подготовительная группы

Коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.д., культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных "сложных" объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (типа сложных "проблемных" ящиков, различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов), модели-копии, позволяющие исследовать "механику" действия сложных реальных объектов (действующие модели парусника, подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, шлюзов и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.

  • серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас)
  • (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).
  • наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родовидовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п., азбуки (магнитные, разрезные), цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п.

 

 

Автор: Высоцкая Анастасия Олеговна

БДОУ города Омска "Детский сад №214

комбинированного вида"