rainbow

 Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя много взрослых (родителей, родственников, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей. Чтобы воспитать молодое поколение, в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает. Природа с ее богатейшим разнообразием явлений, растений и животных, непосредственное общение с ней, составляют очень важный компонент в нравственном развитии ребенка, настраивает на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие данных качеств является основой экологического образования.

 

Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Проектная деятельность, охватывает разные стороны развития личности дошкольников. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция - один из важнейших примеров реализации содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте поможет ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.


Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих умений людей для достижения единой созидательной цели. Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценится любая инициатива, идея, умение. Доброжелательная творческая атмосфера, личная ответственность каждого за результат стимулирует взрослых и маленьких участников к самосовершенствованию. Как дети с горящими глазами рассказывают потом как они с папой или мамой искали информацию, рисовали, или делали поделку. И каждый из детей с интересом рассказывает другим о своей работе, делятся друг с другом информацией и узнают новое друг у друга. По эмоциям детей по их отношению к делу стало понятно, что проект интересен детям. Они сами постепенно вовлекли родителей, даже тех, которые были заняты. Они не смогли отказать своим детям. Все принимали активное участие. Рисовали, делали поделки, распечатывали информацию, приносили книги. В ходе проектной деятельности развивались детско – родительские отношения. Охват всех видов деятельности позволил полностью окунуться в проект. Через чтение книг, инсценировки, старалась обогатить воображение и эмоции детей. Сказки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества, окружающий мир, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтобы детям было проще изучать природные явления и сезонные изменения в природе, повадки животных; использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки. Чтение сказок о животных очень нравится детям. Они слушают внимательно, запоминают, любят изображать животных, показывать сказки, быть артистом. При этом у детей активизируется словарь, развиваются коммуникативные навыки. Зная каждого ребенка, при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. В группе мы читали и рассматривали книги таких авторов, как Чарушин «Бобры и бобрята», «Рысь и рысенок», В. Бианки «Лесные домишки», Н. Сладков «Сказки о животных», «Живая природа» (энциклопедия), «Я познаю мир. Животные» (энциклопедия), изучили книгу «Животные нашего края» В. А. Касаткиной.


Обогатить личный опыт детей положительным отношением к природе помогают наблюдения. Наблюдения на прогулке расширяют представление об окружающем мире. Детям нравилось наблюдать за распускающимися растениями, за бабочками, за кошкой пробегающей мимо. Как меняется окраска у листьев деревьев, собирать их в букеты и потом делать из них поделки. Растения уголка природы дети видели каждый день, вместе со мной ухаживали за ними. Труд в уголке природы формировал бережное, заботливое отношение к природе. Дети сами замечали, что этот цветок надо полить, а у этого убрать сухие листья.

Эффективным и наиболее интересным средством экологического воспитания для детей являются игры. Играя, ребенок с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Игры экологического содержания помогают мне уточнять и систематизировать знания. Дидактические игры использовала не только в свободной деятельности детей, включаю их в занятия, прогулки: «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Откуда эта горсть земли», «Кто, где живет?», «Парочки», «Что нельзя делать с природой». Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Хорошо, плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Я начну, а ты продолжи», «Мой любимый фрукт». Особую радость вызывают у детей подвижные игры: «Найди медвежонка», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», «Совушка», «К названному дереву беги», «Хитрая лиса», игры – эстафеты «Кто быстрее соберет». Получаемые в игре эмоции способствуют углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Хорошего результата удалось достичь, благодаря активному участию родителей. Результатом явилось создание «Красной книги Нижегородской области».


Проведенный проект показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в форме проектов помогает детям увидеть всю красоту природы, понять ее взаимодействие. У детей расширяются знания об окружающем мире, приобретаются необходимые социальные навыки, игровая деятельность становится более разнообразной.

Список литературы

  1. К. Ю. Белая, Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопович, Л. В. Рымаренко Организация проектной деятельности в дошкольном образовании, 2015 г.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность, 2016 г.
  3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, 2016 г.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе детского сада, 2014 г.

 

Автор: Голова Елена Ивановна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 131 «Вишенка»

г. Дзержинск Нижегородская обл.