Педагогический детско-родительский проект для детей с ТНР в старшей логопедической группе №2
«Слова-друзья»
(слова—синонимы)
1. Паспорт проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь 2021 - май 2021 гг.)
Тип проекта: информационно-практико—ориентированный
Участники проекта: учитель логопед Голова Ю.В., воспитатель Тюрикова Н.С., дети
логопедической группы №2, родители.
2. Введение
2.1. Актуальность проблемы:
В последние годы резко возросло число дошкольников с ТНР, имеющие отставания от нормы всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ТНР - обогащение словарного запаса за счет формирования семантических связей между словами. Особые трудности возникли у детей в подборе слов-синонимов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. Усвоение семантических связей слов-синонимов легче проходит при включении таких слов в семантические поля и в лексические темы. В связи с этим родилась идея долгосрочного педагогического, детско-родительского проекта «Слова-друзья».
Проект «Слова-друзья» - направлен на расширение активного словаря у детей с ТНР за счет формирования семантических связей между словами.
Работа по формированию умения подбирать слова, близкие по значению, способствует глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора слов-синонимов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно применять на практике лексико-грамматические правила.
Материалы проекта рекомендованы для использования в работе с детьми как
Логопедических, так и общеобразовательных групп. Подходят для практического использования на фронтальных занятиях в соответствии с календарно-тематическим
планированием в печатном и мультимедийном виде. Также материалы данного проекта могут быть использованы для индивидуальной работы с детьми и для совместной работы родителей с детьми в домашних условиях.
2.2. Педагогическая проблема
Усвоение семантических связей между словами легче усваивается детьми с ТНР дошкольного возраста в игровой деятельности при использовании разных форм
взаимодействия и наглядно-дидактического материала.
Детская проблема
При обсуждении проекта у детей появилось желание вместе с мамой создать свою страничку в альбоме.
2.3. Гипотеза проекта:
Предполагается, что представленный проект с использованием ИКТ технологий и разработанный с учётом возрастных и речевых особенностей детей с ТНР, позволит создать условия для формирования у детей навыков самостоятельной речевой деятельности по подбору слов, близких по семантическому значению.
2.4. Цели проекта:
- Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между словами-синонимами.
- Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.
- Формирование предпосылок к успешному обучению в школе старших дошкольников.
- Повышение педагогического потенциала родителей.
2.5. Задачи проекта:
- Учить подбирать слова—синонимы к заданному главному слову.
- Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе слов-синонимов.
- Формировать умение выделять слова-синонимы из текста.
- Продолжать расширять словарный запас детей: закреплять словообразовательные
навыки.
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
2.6. Предполагаемый продукт проекта:
- создание печатного альбома «Слова-друзья».
- создание электронной картотеки «Слова-друзья».
2.7. Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
Сформированы представления о словах-синонимах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы похожих слов из текста.
У родителей:
Активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.
3. Этапы работы над проектом
3.1. Подготовительный (январь 2021 г)
Цель: Создание организационной основы для реализации проекта
1. Программно-методическое обеспечение:
- «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- «Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, Сборник «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», Москва, Просвещение 2017г.
- учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» под ред. Т. В. Волосовец.
2. Работа учителя-логопеда направлена на:
- Сбор информационного материала.
- Составление перспективного плана работы по теме проекта на второе полугодие 2020 - 2021 у.г.
- Организация развивающей, познавательной среды.
- Организация тесного взаимодействия логопеда, воспитателей группы и родителей с целью достижения максимально качественного результата.
3. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями направлено на:
- Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту.
- Привлечение родителей к активному участию в создании электронной картотеки
«Слова-друзья»
3.2. Основной этап (февраль 2021 - апрель 2021 г)
Цель: Отработка основных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно-речевое развитие по заявленной проблеме.
1. Работа логопеда по обеспечению реализации проекта:
- Создание развивающей среды на фронтальных и индивидуальных занятиях с учителем-логопедом
- Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»
- Подборка иллюстративного материала для оформления наглядного материала.
- Оформление альбома «Слова-друзья»
- Оформление электронной картотеки по заявленной теме.
- Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни
слово»
2. Коррекционная работа с детьми:
— Отработка групп слов—синонимов на фронтальных занятиях в соответствии с календарю-тематическим планом.
— Подбор слов—синонимов при составлении рассказов—описании
— Подбор слов—признаков к существительным в дидактических упражнениях «Какой? Какая?», «Скажи по-другому», «Четвертый лишний»
- Подбор слов-действий к существительным в дидактических упражнениях «Кто, что
делает?», «Подбери слово?»
— индивидуальная работа с детьми
3. Самостоятельная деятельность детей
- Дидактические игры с иллюстрациями, выбор любимых слов-синонимов.
- Задания для детей по теме «Слова-друзья» в индивидуальных тетрадях
4. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями:
- Привлечение родителей к созданию макетов для электронной картотеки «Слова-друзья»
5. Взаимодействие с педагогами труппы:
- Индивидуальные занятия воспитателей с детьми по заданию учителя-логопеда, отработка активного словаря.
3.3. Промежуточный этап:
Цель: оценка результативности проектной деятельности
- Определение перспектив дальнейшей работы. Составление перспективного плана работы на 2021-2022 у.г. с учетом результатов мониторинга речевого развития детей в сентябре 2021 г.
- Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.
- Распространение педагогического опыта.
- Подготовка и участие в конкурсе педагогических проектов «Формула успеха», проводимый в МАДОУ «Детский сад №125» (март 2021г)
3.4. Заключительный этап (апрель-май 2021гг.)
Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели
- Подведение итогов реализации проекта.
- Итоговый мониторинг речевого развития детей.
4. Список используемой литературы.
1. Антипова ЖВ. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи М.: Просвещение, 2011. - 76 с.
2. Жукова. Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
З. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – М.: Либроком, 2012. - 160 с.
4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. — М.: Феникс. 2011. — 192 с.
5. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. - М.:
Либроком, 2013. - 182 с. 52
6. Ткаченко. Т.А. Формирование лексике-грамматических представлений: Сборник
упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками— М.: Просвещение, 2016. — 150 с.
7. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи учебно-методическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2011. - 234 с.
8. Фоминова Е.В. К вопросу об особенностях лексико-семантического компонента речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2017. - № 1(58). - С. 90-95.
5.1. Приложение
Перспективный план работы по расширению и активизации словаря детей
по теме «Слова-синонимы» на второе полугодие 2020-2021 у.г.
Название лексической темы |
Временной период |
Словарь слов-синонимов |
|
ЯНВАРЬ |
|||
«Дикие животные и их детеныши» |
Злой, опасный, грозный, жестокий, ужасный |
||
ФЕВРАЛЬ |
|||
«Животные Жарких стран» |
Смешной, шуточный, веселый, потешный, забавный, курьезный |
||
«Животные Севера» |
Большой, гигантский, огромный, крупный, здоровый, внушительный |
||
«Защитники Отечества. Военные профессии» |
Смелый, героический, мужественный, храбрый, отважный, решительный |
||
«Транспорт. ПДД» |
скорый, быстрый, резвый, проворный, стремительный, бойкий |
||
МАРТ |
|||
«8 марта. Женские профессии» |
Красивый, потрясающий, прекрасный, великолепный, торжественный, удачный, хороший, яркий, блестящий |
||
«Дом. Квартира» |
Вежливый, воспитанный, хороший, приветливый, добрый |
||
АПРЕЛЬ |
|||
«Профессии. Инструменты» |
Мудрый, понятливый, премудрый, любознательный, разумный, рассудительный, благоразумный, смышленый, толковый, мыслящий, смекалистый |
||
МАЙ |
|||
«Цветы» |
Красивый, прелестный, приятный, чудесный, обаятельный, |
||
«Лето» |
Жаркий, горячий, знойный, обжигающий, кипящий, палящий |
||
5.2. Приложение
Конспект НОД в старшей логопедической группе по ЛГ С и РСР
Тема: «Наши защитники. Военные профессии»
Учитель-логопед Голева Ю.В.
Цели:
1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные».
3. Учить образовывать новые слова.
4. Учить подбирать слова-синонимы к словам «Смелый», «Вежливый».
5. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи.
6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
7. Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упражнение «Покажи и назови».
- Где танкисты? Летчики? Солдаты? Ракетчики? Моряки? Пограничники?
2. Беседа «Кто нужнее в армии?».
- Кто нужнее в армии? Ракетчик или танкист? Солдат или пограничник? Моряк или
летчик? На эти вопросы ответить невозможно. Только тогда враг получит крепкий отпор, когда вместе ударят и ракетчики, и танкисты, и солдаты, и пограничники, и моряки, и летчики.
3. Упражнение «Подбери слова-друзья».
- Каким должен быть человек военной профессии?
Подберите слова-друзья к слову «смелый»: Смелый, героический, мужественный, храбрый, отважный, решительный.
- Каким еще должен быть военный? Подберите слова-друзья к слову «вежливый». Вежливый, воспитанный, хороший, приветливый, добрый.
4. Упражнение «Подумай и ответь».
Рассмотреть с детьми сюжетные картинки, задать вопросы:
- Кто это? (Это моряки)
- Где служат? (Моряки служат на морских кораблях)
- Что делают? (Моряки охраняют наши моря от врагов)
- Что защищают? (Моряки защищают нашу Родину)
И т.д. о солдатах, летчиках, танкистах, ракетчиках, пограничниках.
Сделать вывод: все эти люди – военные, воины, защитники Отечества (нашей Родины).
5. Упражнение «Одни —много».
- Назовите защитников Отечества в единственном числе.
- Скажите, кого много в армии. (В армии много солдат. В армии много летчиков. И т.д.)
6. Физкультминутка.
Бравые солдаты взяли автоматы, Врагов не пускают - страну защищают. |
Дети маршируют. |
Летчики-пилоты сели в самолеты, В небе летают, страну защищают. |
Изображают самолеты, «летают». |
Упражнение «Кораблик».
На кораблике качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу вправо - прижмем к полу правую ногу.
(Правая нога напряжена. Левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились. Расслабились. Качнуло в другую сторону - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились.
7. Игра «Кому что нужно?».
Предложить детям подобрать пару к картинкам и составить предложения по вопросам:
- Что нужно танкисту? (Танкисту нужен танк)
- Чем управляет танкист? (Танкист управляет танком)
- Что нужно летчику? (Летчику нужен самолет)
- Чем управляет летчик? (Летчик управляет самолетом)
- Что нужно моряку? (Моряку нужен корабль)
- Чем управляет моряк? (Моряк управляет кораблем)
- Что нужно ракетчику? (Ракетчику нужна боевая ракета)
- Чем управляет ракетчик? (Ракетчик управляет боевой ракетой)
- Что нужно солдату? (Солдату нужен автомат)
- Что делает солдат? (Солдат стреляет из автомата)
- Кто нужен пограничнику? (Пограничнику нужна собака)
- Что делает пограничник? (Пограничник защищает границу от врагов)
- Что делают все воины? (Воины защищают нашу Родину от врагов)
8. Итог занятия.
Авторы: Тюрикова Нина Сергеевна
воспитатель,
Голева Юлия Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 125»
г. Череповец
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)