rainbow

Педагогический детско-родительский проект для детей с ТНР в старшей логопедической группе №2

«Слова-друзья»

(слова—синонимы)

1. Паспорт проекта

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь 2021 - май 2021 гг.)

Тип проекта: информационно-практико—ориентированный

Участники проекта: учитель логопед Голова Ю.В., воспитатель Тюрикова Н.С., дети

логопедической группы №2, родители.

 

2. Введение

2.1. Актуальность проблемы:

В последние годы резко возросло число дошкольников с ТНР, имеющие отставания от нормы всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ТНР - обогащение словарного запаса за счет формирования семантических связей между словами. Особые трудности возникли у детей в подборе слов-синонимов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. Усвоение семантических связей слов-синонимов легче проходит при включении таких слов в семантические поля и в лексические темы. В связи с этим родилась идея долгосрочного педагогического, детско-родительского проекта «Слова-друзья».

Проект «Слова-друзья» - направлен на расширение активного словаря у детей с ТНР за счет формирования семантических связей между словами.

Работа по формированию умения подбирать слова, близкие по значению, способствует глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора слов-синонимов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно применять на практике лексико-грамматические правила.

Материалы проекта рекомендованы для использования в работе с детьми как

Логопедических, так и общеобразовательных групп. Подходят для практического использования на фронтальных занятиях в соответствии с календарно-тематическим

планированием в печатном и мультимедийном виде. Также материалы данного проекта могут быть использованы для индивидуальной работы с детьми и для совместной работы родителей с детьми в домашних условиях.

 

2.2. Педагогическая проблема

Усвоение семантических связей между словами легче усваивается детьми с ТНР дошкольного возраста в игровой деятельности при использовании разных форм

взаимодействия и наглядно-дидактического материала.

 

Детская проблема

При обсуждении проекта у детей появилось желание вместе с мамой создать свою страничку в альбоме.

 

2.3. Гипотеза проекта:

Предполагается, что представленный проект с использованием ИКТ технологий и разработанный с учётом возрастных и речевых особенностей детей с ТНР, позволит создать условия для формирования у детей навыков самостоятельной речевой деятельности по подбору слов, близких по семантическому значению.

 

2.4. Цели проекта:

- Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между словами-синонимами.

- Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.

- Формирование предпосылок к успешному обучению в школе старших дошкольников.

- Повышение педагогического потенциала родителей.

 

2.5. Задачи проекта:

- Учить подбирать слова—синонимы к заданному главному слову.

- Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе слов-синонимов.

- Формировать умение выделять слова-синонимы из текста.

- Продолжать расширять словарный запас детей: закреплять словообразовательные

навыки.

- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.

 

2.6. Предполагаемый продукт проекта:

- создание печатного альбома «Слова-друзья».

- создание электронной картотеки «Слова-друзья».

 

2.7. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

Сформированы представления о словах-синонимах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы похожих слов из текста.

 

У родителей:

Активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.

 

3. Этапы работы над проектом

3.1. Подготовительный (январь 2021 г)

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта

 

1. Программно-методическое обеспечение:

- «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

- «Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного

образования детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной

- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, Сборник «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», Москва, Просвещение 2017г.

- учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» под ред. Т. В. Волосовец.

 

2. Работа учителя-логопеда направлена на:

- Сбор информационного материала.

- Составление перспективного плана работы по теме проекта на второе полугодие 2020 - 2021 у.г.

- Организация развивающей, познавательной среды.

- Организация тесного взаимодействия логопеда, воспитателей группы и родителей с целью достижения максимально качественного результата.

 

3. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями направлено на:

- Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту.

- Привлечение родителей к активному участию в создании электронной картотеки

«Слова-друзья»

 

3.2. Основной этап (февраль 2021 - апрель 2021 г)

Цель: Отработка основных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно-речевое развитие по заявленной проблеме.

 

1. Работа логопеда по обеспечению реализации проекта:

- Создание развивающей среды на фронтальных и индивидуальных занятиях с учителем-логопедом

- Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»

- Подборка иллюстративного материала для оформления наглядного материала.

- Оформление альбома «Слова-друзья»

- Оформление электронной картотеки по заявленной теме.

- Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни

слово»

 

2. Коррекционная работа с детьми:

— Отработка групп слов—синонимов на фронтальных занятиях в соответствии с календарю-тематическим планом.

— Подбор слов—синонимов при составлении рассказов—описании

— Подбор слов—признаков к существительным в дидактических упражнениях «Какой? Какая?», «Скажи по-другому», «Четвертый лишний»

- Подбор слов-действий к существительным в дидактических упражнениях «Кто, что

делает?», «Подбери слово?»

— индивидуальная работа с детьми

 

3. Самостоятельная деятельность детей

- Дидактические игры с иллюстрациями, выбор любимых слов-синонимов.

- Задания для детей по теме «Слова-друзья» в индивидуальных тетрадях

 

4. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями:

- Привлечение родителей к созданию макетов для электронной картотеки «Слова-друзья»

 

5. Взаимодействие с педагогами труппы:

- Индивидуальные занятия воспитателей с детьми по заданию учителя-логопеда, отработка активного словаря.

 

3.3. Промежуточный этап:

Цель: оценка результативности проектной деятельности

- Определение перспектив дальнейшей работы. Составление перспективного плана работы на 2021-2022 у.г. с учетом результатов мониторинга речевого развития детей в сентябре 2021 г.

- Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.

- Распространение педагогического опыта.

- Подготовка и участие в конкурсе педагогических проектов «Формула успеха», проводимый в МАДОУ «Детский сад №125» (март 2021г)

 

3.4. Заключительный этап (апрель-май 2021гг.)

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели

- Подведение итогов реализации проекта.

- Итоговый мониторинг речевого развития детей.

 

4. Список используемой литературы.

1. Антипова ЖВ. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи М.: Просвещение, 2011. - 76 с.

2. Жукова. Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.

 

З. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – М.: Либроком, 2012. - 160 с.

4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. — М.: Феникс. 2011. — 192 с.

5. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. - М.:

Либроком, 2013. - 182 с. 52

6. Ткаченко. Т.А. Формирование лексике-грамматических представлений: Сборник

упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками— М.: Просвещение, 2016. — 150 с.

7. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи учебно-методическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2011. - 234 с.

8. Фоминова Е.В. К вопросу об особенностях лексико-семантического компонента речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2017. - № 1(58). - С. 90-95.

 

5.1. Приложение

Перспективный план работы по расширению и активизации словаря детей

по теме «Слова-синонимы» на второе полугодие 2020-2021 у.г.

Название лексической темы

Временной период

Словарь слов-синонимов

ЯНВАРЬ

«Дикие животные и их детеныши»

Злой, опасный, грозный, жестокий, ужасный

ФЕВРАЛЬ

«Животные Жарких стран»

Смешной, шуточный, веселый, потешный, забавный, курьезный

«Животные Севера»

Большой, гигантский, огромный, крупный, здоровый, внушительный

«Защитники Отечества. Военные профессии»

Смелый, героический, мужественный, храбрый, отважный, решительный

«Транспорт. ПДД»

скорый, быстрый, резвый, проворный, стремительный, бойкий

МАРТ

«8 марта. Женские профессии»

Красивый, потрясающий, прекрасный, великолепный, торжественный, удачный, хороший, яркий, блестящий

«Дом. Квартира»

Вежливый, воспитанный, хороший, приветливый, добрый

АПРЕЛЬ

«Профессии. Инструменты»

Мудрый, понятливый, премудрый, любознательный, разумный, рассудительный, благоразумный, смышленый, толковый, мыслящий, смекалистый

МАЙ

«Цветы»

Красивый, прелестный, приятный, чудесный, обаятельный,

«Лето»

Жаркий, горячий, знойный, обжигающий, кипящий, палящий

       

 

5.2. Приложение

Конспект НОД в старшей логопедической группе по ЛГ С и РСР

Тема: «Наши защитники. Военные профессии»

 

Учитель-логопед Голева Ю.В.

Цели:

1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные».

3. Учить образовывать новые слова.

4. Учить подбирать слова-синонимы к словам «Смелый», «Вежливый».

5. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи.

6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

7. Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение «Покажи и назови».

- Где танкисты? Летчики? Солдаты? Ракетчики? Моряки? Пограничники?

 

2. Беседа «Кто нужнее в армии?».

- Кто нужнее в армии? Ракетчик или танкист? Солдат или пограничник? Моряк или

летчик? На эти вопросы ответить невозможно. Только тогда враг получит крепкий отпор, когда вместе ударят и ракетчики, и танкисты, и солдаты, и пограничники, и моряки, и летчики.

 

3. Упражнение «Подбери слова-друзья».

- Каким должен быть человек военной профессии?

Подберите слова-друзья к слову «смелый»: Смелый, героический, мужественный, храбрый, отважный, решительный.

- Каким еще должен быть военный? Подберите слова-друзья к слову «вежливый». Вежливый, воспитанный, хороший, приветливый, добрый.

 

4. Упражнение «Подумай и ответь».

Рассмотреть с детьми сюжетные картинки, задать вопросы:

- Кто это? (Это моряки)

- Где служат? (Моряки служат на морских кораблях)

- Что делают? (Моряки охраняют наши моря от врагов)

- Что защищают? (Моряки защищают нашу Родину)

И т.д. о солдатах, летчиках, танкистах, ракетчиках, пограничниках.

Сделать вывод: все эти люди – военные, воины, защитники Отечества (нашей Родины).

 

5. Упражнение «Одни —много».

- Назовите защитников Отечества в единственном числе.

- Скажите, кого много в армии. (В армии много солдат. В армии много летчиков. И т.д.)

 

6. Физкультминутка.

Бравые солдаты взяли автоматы, Врагов не пускают - страну защищают.

Дети маршируют.

Летчики-пилоты сели в самолеты,

В небе летают, страну защищают.

Изображают самолеты, «летают».

 

Упражнение «Кораблик».

На кораблике качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу вправо - прижмем к полу правую ногу.

(Правая нога напряжена. Левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились. Расслабились. Качнуло в другую сторону - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились.

 

7. Игра «Кому что нужно?».

Предложить детям подобрать пару к картинкам и составить предложения по вопросам:

  • Танкист - танк.

- Что нужно танкисту? (Танкисту нужен танк)

- Чем управляет танкист? (Танкист управляет танком)

  • Летчик - самолет.

- Что нужно летчику? (Летчику нужен самолет)

- Чем управляет летчик? (Летчик управляет самолетом)

  • Моряк - корабль.

- Что нужно моряку? (Моряку нужен корабль)

- Чем управляет моряк? (Моряк управляет кораблем)

  • Ракетчик - ракета.

- Что нужно ракетчику? (Ракетчику нужна боевая ракета)

- Чем управляет ракетчик? (Ракетчик управляет боевой ракетой)

  • Солдат - автомат.

- Что нужно солдату? (Солдату нужен автомат)

- Что делает солдат? (Солдат стреляет из автомата)

  • Пограничник – собака.

- Кто нужен пограничнику? (Пограничнику нужна собака)

- Что делает пограничник? (Пограничник защищает границу от врагов)

- Что делают все воины? (Воины защищают нашу Родину от врагов)

 

8. Итог занятия.


 

 

Авторы: Тюрикова Нина Сергеевна 

воспитатель, 

Голева Юлия Владимировна 

учитель-логопед 

МАДОУ «Детский сад № 125» 

г. Череповец