rainbow

Партнерство семьи и школы – фундамент успешных

результатов образовательной деятельности

 

         Институт воспитания появился с тех пор, как люди начали осознавать, что подрастающее поколение нужно как-то готовить к жизни. С того времени взгляды философов, педагогов и простых граждан менялись. Кто-то считал, что получить всё необходимое для взросления можно только в семье, а для кого-то принципиально важным было пристроить своего ребенка в государственное учреждение, но все стремятся к тому, чтобы их ребенок был успешным. Споры на эту тему не утихают до сих пор, и у каждого участника дискуссии своя правда. Кто в большей мере ответственен за будущее ребёнка? На эти и другие вопросы ищут ответы учёные, родители, общественные деятели, журналисты и все те, кому небезразличны проблемы воспитания детей.

         Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто воспитывает - семья или школа? И очень коротко можно ответить: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?», и я не слышала, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»

         На самом деле истина, как и в большинстве случаев, находится посередине: семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка.

         Что даёт семья?

         В семье ребёнок рождается и получает первый опыт взаимодействия с людьми. С большим или меньшим успехом родители и близкие родственники пытаются рассказать маленькому человечку о правилах поведения, о хороших и плохих поступках. Семья – это своего рода тыл, в котором любят и уважают друг друга, делятся своими переживаниями и помогают в сложных ситуациях. По крайней мере, так должно быть. Если человек с детства чувствует поддержку семьи, он не утратит это ощущение и будучи взрослым.

         Что даёт школа?

         Школа – это место, где ребенок не только получает базовые знания, но и первые уроки жизни среди сверстников и взрослых. Это мир, где проектируются разные ситуации, где дается возможность растущей личности самостоятельно в них разобраться.

         Школа, помимо всех необходимых человеку знаний и качеств, дает развивающейся личности одно из главных богатств – общение.

         Школа – это не только знания, но и место, где каждого ребенка воспитывают.

         Точки соприкосновения

         Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.       Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого классного руководителя. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

         Как сделать общение с родителями продуктивным? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?       Чтобы достигнуть максимального положительного результата, я, как классный руководитель, свою работу с родителями строю по четырем направлениям:

  1. 1. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями.

Главной и наиболее распространенной формой взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых я родителей знакомлю с нормативными документами, большое внимание уделяю вопросам учебы и подготовки детей к выпускным экзаменам. Также на них обсуждаю возрастные проблемы детей и родителей, коллектива класса, привлекаю родителей для участия в жизни класса, школы, каждого ребенка.  Темы и направленность родительских собраний разнообразны, поэтому я часто в работу вовлекаю педагогов школы, социального педагога, медицинского работника, психолога.

Также важны индивидуальные беседы и консультации родителей по вопросам воспитания и учебы ребенка.

  1. 2. Взаимодействие социальной службы с семьями.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними (тесное сотрудничество с социальным педагогом).

  1. 3. Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

Для классного руководителя важное значение имеет сотрудничество с группой инициативных родителей. С родительским комитетом я планирую совместную работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организуем совместную досуговую деятельность.

  1. 4. Формирование активной педагогической позиции родителей.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Это одно из самых приоритетных направлений в работе с родителями и, пожалуй, самое интересное. Такую форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Это сплачивает и детей, и родителей, положительно влияет на формирование личности.

         Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. Согласно ФГОС моя работа в классе реализуется через ряд направлений:

Я и моя Родина

Моя учёба

Я среди людей

Я и мое здоровье

Моё свободное время

         По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия: классные часы, поездки, экскурсии, прогулки, соревнования, праздники, встречи.

         Я и моя Родина

         Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, просмотр фильмов, конференции, конкурсы, концерты.

         Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности (экскурсии в музей Боевой славы, на Никольскую сопку, на военный корабль «Камчатка», в этническую деревню, в пожарную часть №1 Петропавловск-Камчатского городского округа; уроки России, уроки Мужества, классные часы ко Дню города, выступление в Правительстве Камчатского края, приуроченных к Дням экологической безопасности).

         Моя учёба

         Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, проектная деятельность.

         Предусматривает изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для формирования мотивации учения, развитие учебных интересов и умений учащихся средствами внеклассной работы, воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигших высоких учебных результатов собственным трудом и стремления стать образованным культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал, а также средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей (участие в школьных и городских олимпиадах и викторинах; конкурсах различного уровня, выпуск стенгазет).

         Это направление очень тесно пересекается и с моей деятельностью как учителя географии. Ученики принимают участие в конкурсах естественно-научного направления (примеры).

         Я среди людей

         Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, организация праздников, концерты, экскурсии, поездки, походы.

         Это направление предусматривает помощь учащимся в самопознании, воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека, умение принимать других людей равными себе, организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование конструктивного поведения, умения бесконфликтного поведения, воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей, воспитание стремления состояться в профессии, воспитание гражданской позиции, умения отстаивать  свои интересы, формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении (система классных часов «Познай себя»; психологические игры; профориентация; проведение акции «В Новый год без пожаров»; школьные и городские конкурсы поделок и рисунков, волонтерство).

         Я и мое здоровье

         Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, физкультминутки на уроках, посещение спортивных кружков и секций.

         Направление соответствует созданию условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности, создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом, воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни, воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом, воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом (турслёт, спортивные кружки и секции, походы, поездки и  др.).

         Моё свободное время

         Формы работы: экскурсии, творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, концерты, тематические классные часы, анкетирование, праздники, съемки видеосюжетов.

         Направление предусматривает воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе, соблюдение  этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с  другими людьми, посещение театров и музеев, выставок, воспитание восприятия художественных ценностей, воспитание высоких моральных качеств и чувств долга, способность к художественно-творческому самовыражению. Формирование потребности учащихся участвовать  в коллективных творческих делах класса и школы, воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению, демонстрация средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов и творческих способностей (экскурсии на выставки в КВЦ, в детскую краевую библиотеку, участие в школьных представлениях на Новый год, ко Дню города, проведение «Классных огоньков» к 23 февраля и 8 марта, выпуск поздравительных стенгазет и др.).

         Во всех этих мероприятиях мне помогают родители. Как это у меня получается?

         Я стараюсь работать на результат. Естественно, это не всегда получается. Но мероприятия, проводимые с детьми, обязательно должны иметь итог. Родители это видят и оказывают во всем мне поддержку. Родители моих учеников – отличные помощники!

         2 года назад я выпустила 11 класс и все 28 учеников успешно сдали экзамены и поступили в учебные заведения. Моя воспитательная работа в этом классе привела к тому, родители выступили инициаторами съемки короткометражного фильма о школьной жизни. Это был самый большой подарок от родителей и детей за 7 лет совместной работы.

 

Автор: Батюк Ольга Сергеевна

МБОУ "Средняя школа № 11"

г. Петропавловск-Камчатский Камчатский край