rainbow

 Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в лес»

(старший дошкольный возраст)

 

Цель: Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений о лесе и его обитателях.

Задачи:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также умение анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.

Оборудование:

Изображение леса; запись “Голоса леса”; конверт; изображения листьев (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель); изображения лекарственные растений (малина, крапива, шиповник, подорожник, одуванчик); муляжи лесных ягод и грибов, шишки; проектор.

 

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Всем, всем добрый день.

Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе конверт с необычным посланием. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка- Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель: Но, чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке. (Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке»).

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель: (Звучит музыка «Голоса леса», на проекторе появляется изображение смешанного леса). Вы так много разных деревьев назвали. А ваши знания помогли нам оказаться в лесу. А в каком лесу мы оказались?

Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель: А какие еще бывают леса?

Ребенок: Кусты и деревья, листочки на ветках,

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовется, друзья –

Тут все деревья от “А” и до “Я”.

Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. И посмотрите, нас уже встречает доктор Айболит. (На проекторе изображение Айболита на лесной полянке). Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети: Всех на свете он добрей,

          Лечит он больных зверей.

Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне (на полу лежат изображения лекарственных растений). А какие - мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник – останавливает кровь, лечит раны)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти –

Дети, Птицы и медведи.
(малина – чай из малины полезен при простуде)

Растет зеленою стеной,

Её обходят стороной

Колючая и злая дива,

А зовут ее….?

(крапива – богата витаминами, не зря из нее раньше варили щи)

Посмотри, какой цветок!

Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит,

А подуешь - улетит!

(одуванчик – улучшает аппетит, его листья добавляют в салат, а из цветов варят варенье)

Он на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато его плоды

Всем пригодны для еды.

(шиповник – чай из шиповника богат витаминами)

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека - это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, посмотрите, какие дары преподносит нам лес? (На столе стоит корзина с «дарами леса»).

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее. (Игра “4-й лишний”).

Воспитатель: Наш путь продолжается (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»). Включается фонограмма «Звуки леса»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Воспитатель: Следующая остановка «Лесные жители».

Игра «Отгадайте, какое животное здесь зашифровано» (ребусы)

Воспитатель: Молодцы! Всех животных вы отгадали. А теперь давайте сыграем в игру, которая называется «Правда или нет».

- Белка живет в берлоге (топают).

- У зайца длинные уши (хлопают).

- Волк – хищный зверь (хлопают).

- Лиса живет в дупле (топают).

- Медведь зимой не спит (топают).

- Заяц зимой белый (хлопают).

- Еж впадает в зимнюю спячку (хлопают).

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети: «Айболит», «Дары леса», «Животные леса».

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Но отправляясь в лес, мы должны соблюдать определенные правила.

Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай –

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

 

Автор: Зубкова Ольга Вячеславовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28»

город Донской, Тульская область