rainbow

Использование технологии «Лэпбук» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

Экологическое воспитание дошкольников в условиях современной жизни становится одним из приоритетных направлений. Целью экологического образования становится формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования экологических представлений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется формированию у детей экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а также нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

С внедрением ФГОС каждый педагог дошкольного учреждения находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. Лэпбук стал для нас настоящей находкой. Этот вид пособия появился сравнительно недавно, но популярность его только растет.

Возможности использования лэпбуков обширны и многофункциональны. Во – первых, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.  Во – вторых, это отличный способ закрепления и повторения пройденного материала, поскольку ребенок в любое удобное для него время просто открывает лэпбук и с радостью и интересом выполняет различные задания. В – третьих, это возможность работы с детьми разного возраста, поскольку задания можно подбирать в соответствии с возрастом.  В- четвертых, лэпбук – прекрасная форма представления итогов проекта или тематической недели. И, наконец, это отличная форма совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» позволил мне использовать различные формы и методы работы, реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Для решения задач по экологическому воспитанию мы совместно с родителями и детьми старшего дошкольного возраста изготовили лэпбуки: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» и четыре лэпбука по временам года.

1. «Дикие животные».

  

Цель: способствовать развитию у детей интереса к диким животным. 

Задачи: систематизировать знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); закреплять умение узнавать и называть животных; воспитывать интерес к природе, бережное отношение к животным.

2. «Домашние животные».   


 Цель: закреплять и систематизировать знания детей по теме «Домашние животные». 

Задачи: упражнять детей в умении называть домашних животных, их детенышей и отличать их от диких животных; воспитывать любовь и бережное отношение к животным; развивать любознательность, познавательный интерес; уточнить знания о способах питания и месте обитания домашних животных. 

3. «Насекомые».     

Цель: расширять и систематизировать з нания детей о насекомых. 

Задачи: закреплять представление детей о многообразии насекомых, их строении, образе жизни; развивать внимание, память, мышление, воображение воспитанников; воспитывать бережное отношение к природе.

4. «Зима». 


Цель: обобщение и закрепление знаний детей по теме«Зима». 

Задачи: актуализировать и расширять знания детей о зиме: признаки зимы, одежда детей зимой, зимние забавы, зимующие птицы, зимние праздники; развивать память, внимание детей, обогащать словарный запас по теме.  

5. «Весна».


Цель: расширять знания детей о времени года «весна».

Задачи: расширять знания об особенностях весенних месяцев; расширять представления о перелётных птицах; закрепить представление о весенней одежде; развивать интерес к весенним праздникам; воспитывать интерес и положительное отношение к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе.

6. «Лето».


Цель: обобщение и систематизация представлений детей о лете.

 Задачи: закреплять знания дошкольников о летних признаках явлений природы; обогащать представления детей о правилах безопасности летом; развивать речь путем заучивания стихотворений, рассматривания картин, отгадывания загадок; воспитывать эмоциональный отклик, любознательность, интерес и заботливое отношение к живой и неживой природе; развивать мышление, внимание, усидчивость, мелкую моторику рук; формировать познавательный интерес детей.

7. «Осень».

Цель: систематизация и закрепление знаний детей о приметах осени, характерных изменениях в природе.

Задачи: способствовать установлению причинно - следственных связей между изменениями в жизни живой и неживой природы. Способствовать развитию памяти, мышления через игры и упражнения.

Работа с лэпбуками осуществляется в ходе режимных моментов, в свободное от занятий время. Эта форма работы может быть организована как совместная деятельность воспитателя и детей, так и как самостоятельная деятельность ребенка. Работая индивидуально, ребенок занимается, рассчитывая только на себя и свои силы. Работая в паре или подгруппе, дети распределяют задания между собой, помогают друг другу. Воспитатель выступает проводником к поиску, восприятию и усвоению знаний. Задания в лэпбуках не всегда подписываются, что дает возможность детям самостоятельно ставить и решать познавательные задач

                                                                                  

Автор: Чимбарева Лариса Михайловна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад 131»

г. Дзержинска, Нижегородской обл.