rainbow

Использование нетрадиционного оборудования для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

В дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствие формируется вся двигательная деятельность человека. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом.

Основная цель физического развития, в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре с детьми групп компенсирующей направленности, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

-  развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

-управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия.  Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта, развитию ловкости.

Основными составляющими ловкости являются:

- быстрота реакции на сигнал;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового: осознанность выполнения движений. Однако в ходе работы с детьми по развитию ловкости необходимо учитывать специфику дошкольного возраста, последовательность работы над каждым из этих элементов.

Для развития ловкости необходимо определить следующие пути:

1. Овладение новыми разнообразными движениями (важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют).

2. Усложнения, новые сочетания знакомых движений, замена привычных условий выполнения движения.

Внедрение подвижных игр в осознанную деятельность детей способствует расширению их двигательного опыта и формирование необходимых навыков (ловкости в данном случае). По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, поэтому я увеличивала дозировку, изменяла размещение играющих на площадке, меняла сигнал, усложняла правила, использовала интересное нетрадиционное оборудование.

 Нетрадиционное оборудование - это оборудование, сделанное своими руками из бросового и подручного материала, с целью повышения двигательной активности детей. Цель использования нетрадиционного оборудования в ДОУ - оказание помощи родителям, педагогам ДОУ в развитии ловкости у старших дошкольников в свободной игровой деятельности.

В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные пособия для развития ловкости детей.

Пособие «Моталочка»

Цель: развивать ручную ловкость в процессе игры с помощью пособия.

Работа с пособием предполагает несколько вариантов:

  •  дети держат ручки на концах лент, по команде они начинают сматывать свою ленту на ручку, первый смотавший считается победителем;
  •  дети держат ручки на концах смотанных лент, по команде начинают разматывать, а затем сматывать свою ленту на ручку, первый закончивший считается победителем.

   

 Пособие «Простынбол» 

Цель: подбрасывать и ловить мяч «простынью», стараясь удержать его как можно дольше без падения на пол. 

В ходе работы с пособием развиваются ловкость и глазомер.

    

 Пособие «Парашют» 

Цель: развивать ловкость в процессе подвижной игры с помощью пособия. 

Имеется несколько вариантов использования пособия: 

  •  водящие держат края «Парашюта», остальные дети пробегают сквозь него;
  •  водящие держат края «Парашюта», остальные дети должны успеть спрятаться под него пока водящие не опустили купол.

    

Пособие «Лабиринт»

Задача игроков провести шайбу с помощью палочек по игровому полю.


Практическая работа по формированию осознанности выполнения физических упражнений проводится в процессе организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов; пособия рекомендуются воспитателям, для использования в самостоятельной деятельности детей.

Нестандартное оборудование помогает детям развивать нестандартное мышление, воображение, придумывать новые правила игры и их исполнение, тем самым развивает ловкость и скорость принятия решений. Ловкость всегда находится на стадии формирования, и мы должны всегда поддерживать интерес детей к развитию и совершенствованию.

 

Автор: Шигонцева Анастасия Владимировна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №131»

г. Дзержинск, Нижегородская область