rainbow

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе

«Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»

 1. Паспорт проекта:

Продолжительность проекта: краткосрочный (декабрь 2021г)

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы №2, воспитатель, учитель-логопед.

 2. Введение

2.1. Актуальность:

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру. В настоящее время наблюдается слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей с ТНР. Именно поэтому мы выбрали для данного проекта произведение К. И. Чуковского «Федорино горе»                                                                            

2.2. Педагогическая проблема:

Недостаточность сформированности у детей с ТНР интереса к чтению художественной литературы.

Детская проблема:

Во время чтения сказок К.И. Чуковского детей заинтересовала сказка «Федорино горе». «А почему убежала посуда, мебель от бабушки Федоры?» - задавали вопрос дети. «Что можно сделать для того, чтобы этого не случилось с нами?».

2.3. Гипотеза проекта:        

(выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагогов с детьми, чтения литературы).

Чтобы не попасть в ситуацию бабушки Федоры, необходимо научиться ухаживать за посудой и мебелью самим, а для этого – научиться различать разные предметы посуды и мебели, описывать их внешний вид и полезные качества, особенности их использования. Чтобы «подружиться» с посудой и мебелью, нужно уметь рассказывать для них сказки, говорить добрые слова.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1) познакомиться с разными предметами посуды и мебели: научиться различать их по внешнему виду, знать особенности их использования;

2) проанализировать ситуацию, в которой оказалась Федора, найти способы ее решения и написать Федоре письмо-пожелание;

3) выразительно рассказать сказку в лицах;

 4) составить рассказы – описания предметов быта.

2.4. Цель проекта:

Развитие коммуникативных творческих способностей детей дошкольного возраста в речевой деятельности.

2.5. Задачи проекта:

 1. Формировать словотворческие способности детей.

2. Развивать творческое воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

 3. Развивать у детей умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, используя доступные драматические средства.

 4. Формировать у детей познавательные умения: - сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; - развивать умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

5. Воспитывать у детей эстетический вкус и нравственные качества: умение сочувствовать, сопереживать, стремление помочь.

2.6. Предполагаемый продукт проекта:

- альбом «Посуда» («Портреты» посуды в виде рассказов);

- книжки-самоделки «Мой любимый герой»

(по произведениям К. И. Чуковского)

- выставка рисунков, лепки и рассказов «Мой любимый сказочный герой дедушки Корнея»;

- маски-самоделки для игры-драматизации по сказке «Федорино горе»

2.7. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

Сформированы первоначальные знания о творчестве детского писателя К.И. Чуковского, расширен активный словарь по лексической теме «Посуда».

 3. Этапы работы над проектом:

3.1. Подготовительный

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта

  1. Работа педагогов направлена на:

- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

- Сбор информационного материала.

- Составление перспективного плана работы по теме проекта.

- Организация развивающей, познавательной среды.

- Организация тесного взаимодействия воспитателей группы, учителя-логопеда и родителей с целью достижения максимально качественного результата.

3.2. Основной этап

Цель: Отработка основных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие при реализации проекта.

Работа педагогов группы по обеспечению реализации проекта:

1.Сбор, анализ и систематизация информации:

- чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Тараканище»;

- организация выставки книг, посвященная творчеству К.И. Чуковского;

- организация выставки по сказке К.И. Чуковского «Муха Цокотуха»;

- организация выставки «Волшебный мир посуды»

- подборка дидактических игр о посуде;

- подборка произведений «Рассказы о посуде»;

- подборка стихов о посуде;

- подборка загадок о посуде;

- подборка пальчиковых игр;

-чтение и заучивание пословиц;

- Лексическая тема: «Посуда»;

- НОД: «Анализ сказки К. И. Чуковского»

«Посуда»

- занятие по дизайну «Обустройство избушки Федоры» (описание-планирование комнаты);

 - составление описательных рассказов о посуде;

 - игра «Разговор посуды» (звуковая культура речи, диалог);

- беседа по речевому этикету за столом, праздничный этикет, гигиена жилища;

- викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»

 - сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Мебельный салон» (диалог).

2. Творческая деятельность детей:

- дидактические игры на классификацию и группировку посуды и мебели;

- отгадывание загадок на тему «Посуда», «Мебель»; - сладкий час «День рождения Чайника» (рассказы о посуде);

- традиция «Подари мне словечко» (названия предметов и определения к ним);

- рисование «Украсим посуду для Федоры» (рассказы о своем изделии);

- лепка «Поможем Федоре вернуть посуду» (рассказы о своем изделии);

- конструирование /ручной труд «Мебель для Федоры» (рассказы о своем изделии);

- изготовление масок для игры-драматизации по сказке «Федорино горе»

- создание альбома «Посуда» (рисунки и рассказы); - драматизация отрывка сказки (диалог);

- создание книжки-самоделки «Мой любимый герой» (по произведениям К. И. Чуковского.

3.3. Заключительный этап

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

Презентация результатов исследовательской деятельности:

- презентация альбома «Посуда» (представление «портретов» посуды в виде рассказов);

- маски-самоделки «Мой любимый герой» (по произведениям

К. И. Чуковского;

- выставка рисунков, лепки и рассказов «Мой любимый сказочный герой дедушки Корнея»;

       

Приложение

Рассказы о посуде

         Чайник.

В таком чайнике кипятят воду для чая.  Он сделан из металла. Этот чайник овальный, зеленый с белым цветком и красной крышкой. У чайника есть стенки, дно, носик и ручка.

Василиса

Кастрюля.

Кастрюли бывают разные: большие, для первых блюд и поменьше, для вторых блюд.

Все кастрюли сделаны из металла, потому что в них готовят на огне. У кастрюль есть дно, стенки, две ручки и крышка. Моя кастрюля красивая, разноцветная.

Иван

Чашка с блюдцем.

Из чашки пьют чай, разные напитки. Чашка круглой формы. Она коричневая с белыми, волнистыми полосками. У чашки есть дно, стенки и ручка. Блюдце нужно, чтобы капельки чая не попали на стол. Оно круглое, красное с зеленой каемочкой.

Злата            

Кувшин

Кувшин предназначен для воды, сока, кваса… Он удлиненной формы, снизу широкий,

а сверху узкий. У него есть колба и ручка. Кувшины могут быть из стекла и фарфора.

Я раскрасила кувшин красным цветом в горошек, а ручку нарисовала синюю.

Катя

Тарелка.

Тарелки бывают для первых блюд – глубокие и для вторых блюд – мелкие.

Эта тарелка фарфоровая, круглая. Такую тарелку используют для вторых блюд, она мелкая. Дно тарелки розового цвета, а края оранжевые, с орнаментом.

Вероника       

Вилки.

Вилки делают из металла. Они нужны для того, чтобы было удобно кушать

второе. У вилки есть длинная ручка и несколько острых зубцов, которыми накалывают пищу (макароны, котлеты, сырники…).

Диана

Нож.

Ножи очень острые. Ими разрезают хлеб, колбасу, мясо и другие продукты. С ножом

нужно обращаться очень аккуратно, можно порезаться. Ножи делают из металла.  У них есть ручка и лезвие.

Милана

 

Авторы: Тюрикова Нина Сергеевна

воспитатель,

Рихтер Юлия Владимировна

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №125»

г. Череповец