rainbow

«ПАПЫ, БУДЬТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ!»

Время проведения: второй квартал (декабрь - февраль).

Форма проведения: детско-родительская гостиная.

Цель: повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности и взаимодействия с отцами.

Задачи: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании собственных детей; повысить интерес и инициативу пап в подготовке и организации мероприятий «детско-родительской гостиной».

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Дискуссия и проведение запланированных мероприятий.
  3. Заключительный этап. Принятие решения.

 

Ход  мероприятий.

1. Подготовительный этап.

  1. Анкетирование отцов (приложение А).
  2. Интервью о папе (с ребенком, мамой) и запись ответов на магнитофон (приложение Б).
  3. Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе.
  4. Оформление выставки детских рисунков на тему «Мой папа»; подготовка картинок для конкурса «Что бы это значило?»; продуктов к конкурсу «Смак по-нашему»; индивидуальных приглашений на собрание (каждого папу необходимо пригласить лично).
  5. Обсуждение и оформление благодарностей папам от мам за помощь по хозяйству,

За отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате) и т.п.

6. Подготовка музыкального оформления собрания.

2. Организационный этап.

Собрание проходит в помещении группы или музыкальном зале.

Родители заходят в группу, рассматривают выставку детских работ, садятся на свои места;

Звучит спокойная музыка.

Вступительная часть.

Звучит песня «Папа может, папа может все, что угодно…»  Ведущий собрания приветствует родителей, благодарит за присутствие.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения  с нами - педагогами и детьми.

Педагог  сообщает  тему, цель и программу  собрания.

Ведущий: Прежде чем мы начнем наше собрание, давайте сначала познакомимся друг с другом поближе, чтобы нам в дальнейшем было легче обсуждать более сложные вопросы. Давайте поиграем!

Игра в имена.

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая.

Основной этап собрания.

1.   Мини-дискуссия.

Ребенок (читает стихотворение).

Нежно тебя обнимаю за шею:

Счастье твоею дочкой родится!

Я сделаю больше, чем даже умею,

Лишь бы ты только мог мною гордиться.

Ведущий: Эти замечательные слова каждый малыш готов посвятить своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него,

В какие веселые игры можно поиграть! Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в котором попросили ответить их на вопросы о своих отцах. И сейчас мы предлагаем посмотреть видеозапись этого интервью.

(Следует  помнить,  что  педагог  обязан  соблюдать  педагогическую  этику.  Если  ребенок негативно относится к отцу и, отвечая на вопрос, сообщил об этом, то данный ответ ребенка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и в индивидуальном порядке обсудить данную проблему с отцом.)

Ведущий: Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют! А ведь действительно, роль отца в семье переоценить очень сложно.

Сообщение о роли отца в семье и его роли в воспитании детей.

Важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец. Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций:

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.
  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному  развитию личности обоих партнеров.
  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.
  • Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и показывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно). Таким образом, отец в семье дает определенный образец поведения, является источник уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Выделяются социальные и духовные потребности ребенка, на удовлетворение которых отец оказывает серьезное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.

Исследования также выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличием в семье отца.

По мнению известного психолога Э. Фромма, отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребенку все время, на всех этапах развития, необходим отец,  однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после шести лет. В раннем  возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой  идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаше других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки.

Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит детям. Правильный пример отца учит мальчиков быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное - не опоздать! Главное - с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Во время игр вы, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку ощущение уверенности и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, трудную пору отрочества и вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает понимание: мой папа все может, все умеет.

2.   Деловая игра: « О чем бы вы поговорили?»

Предлагается ситуация: отец ведет из садика ребенка.

- Ну, как дела? - спрашивает он с теплотой в голосе.

- Хорошо, - односложно отвечает сын.

- Что было на обед? - спрашивает отец.- Чем занимался? Как вел себя?

Вопрос родителям:

- Как вы оцениваете эту беседу.

- Верно ли отец повел разговор с ребенком?

- О чем бы вы начали беседовать?

- Есть ли у вас трудности в общении со своими малышами? Какие?

Чтобы ребенок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Сын (дочь) должен(а) сам(а) заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие вопросы. Но это возможно в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите, что вас тронуло в прочитанной газете, книге.

Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваше дитя еще мало и ничего не поймет. Главное - он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

 3.   Музыкальная пауза.

 4.   Решение педагогической ситуации.

Ведущий. Представьте себе ситуацию.

Отец кричит сыну: «Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол… вернись, говорю!»

Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе.

- Надо ли было так кричать на ребенка? (ОБСУЖДЕНИЕ.)

Возможный выход из ситуации. Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его за руку, молча вывести из кухни. Чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги.  Другому нужно спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите в шутливой форме. На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость. Антон Семенович  Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение - вот , что должно быть в семье. В воспитании должна быть мера. Чтобы ребенок был спокойным в детском саду (школе), надо дать ему возможность  для разрядки энергии дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

5.   « Вот он какой, мой любимый ребенок!»

Папам предлагается дать эпитеты своим детям.

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее. Отцам предлагается подготовить рассказ о своем ребенке. В помощь могут быть предложены вопросы.

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребенке:

1.   Растет ли ваш ребенок счастливым и здоровым?

2.   Часто ли он смеется? Что его смешит?

3.   Как часто он огорчается? Что расстраивает его больше всего?

4.   Любит ли ваш ребенок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?

5.   Много ли вопросов задает ваш ребенок?

6.   Как  поступает ваш ребенок, если у него что-то не получается?

7.   Что он умеет делать очень хорошо?

8.   Чего он не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?

9.   Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду?

10.Во что любит играть ваш ребенок? В игре ребенок отражает то, что видит в жизни, или его привлекают герои сказок, мультфильмов, фильмов для взрослых?

11.Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основания так думать?

Ведущий: Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребенка непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться  с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-кто, а уж папа точно все сумеет преодолеть.

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших  детей не только словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.

Помните: гордость за своих отцов - это моральный фундамент для взлета личности ребенка.

Ведущий: гордость за своих отцов - это моральный фундамент для взлета личности ребенка.

Ведущий: Нашим мальчикам был задан еще один вопрос: Когда  вырастешь, каким ты будешь папой? (Зачитываются варианты ответов детей.)

Дети читают стихотворение «Как я взрослым стану»

           Когда я взрослым стану,

           Я все позволю сыну.

           И прыгать мне на спину.

           Валяться на диване,

           На стенке рисовать…

           Жука хранить в кармане,

           Лица не умывать.

           Кричать, по лужам бегать,

           Спилить у стула ножки.

           Не спать и не обедать

           Скакать верхом на кошке,

           Крутить в часах пружинку,

           Пить воду из под крана.

           Я все позволю сыну,

           Когда я взрослым стану.

Проводится текст «Каковы  мы, мужчины?»

6.   Заключительный этап собрания.

Ведущий: Ну и вот подошло к концу наше собрание. Мы вас благодарим за то, что вы уделили нам внимание. Примерное решение родительского собрания:

  1. Принимать активное участие в воспитании своих детей.
  2. Продолжить сотрудничество родителей и педагогов по вопросу воспитания, обучения и развития детей.
  3. Организовать и провести совместно с детьми следующее мероприятия экскурсии, спортивные игры. И заканчиваем собрания такими словами: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие». (Д.Ж. Родари).

 

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ ПАП!

Уважаемые папы!

В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните)

  • Мудрый отец;
  • Глава семьи;
  • Отец-кормилец;
  • Настоящий отец;
  • Занятый отец;
  • Успешный отец;
  • Лидер в семье;
  • Доступный ребенку отец;
  • Пока несостоявшийся отец;
  • Терпеливый;
  • Строгий;
  • Импульсивный и невыдержанный;
  • Чуткий и заботливый;
  • Суровый отец;
  • Всегда  находящийся на работе;
  • Отдаленный отец;
  • Дополните, если хотите.

2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?
4. Сформируйте, пожалуйста, воспитательные функции отца в семье?
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку: «Сейчас я занят, потом …» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
10. На Ваш взгляд, получаете  ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть выполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ:

  •   Да;
  •   Нет;
  •   Мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
  •   Не приходилось задумываться над этим вопросом;
  •   Дайте свой ответ

11. Как часто говорите ребенку: « Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда.

12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что нравится в нем (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда;

13. Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14. Какие трудности в общении с детьми?
15. Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании
16. Если ли у Вас общие и любимые занятия с ребенком? Какие?
17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

 

Приложение 2.

Вопросы для интервью.

Интервью о папе с ребенком.

- Ты любишь своего папу? За что?

- Кто с тобой больше занимается в свободное время - папа или мама?

- Чем занимаетесь в свободное время с папой?

- Чем папа занят вечерами?

- Если бы ты был(а) папой, чем бы ты помог(ла) маме дома?

- Когда вы с папой вместе, о чем беседуете? Какие папа задает тебе вопросы? О чем ты его спрашиваешь?

- Кем папа работает? Чем занимается на работе?

- Тебя папа ругает? За что?

- Какой твой папа? Добрый или строгий?

- Что ты с папой любишь делать?

- Когда ты вырастишь, каким будешь папой?

Интервью о папе с мамой:

- Какой отец в семье?

- Как воспринимается отцовская роль в семье (с благодарностью, поддержкой, критикой)?

- Кто будет сына или дочь по утрам, собирает в садик?

- На ваш взгляд, достаточно ли папа уделяет ребенку внимание?

- Как часто занимается с ним интересным делом? Каким?

- Учит ли ребенка полезным делом? Каким?

- Показывает ли пример вредных привычек (курит ли при ребенке в комнате, сквернословит, встречается в шумной компании с друзьями)?

- Помогает ли дома по хозяйству?

 

Автор: Аманчина Дина Викторовна

МБОУ «Барагашской СОШ», ДОУ «Брусничка»

с. Барагаш Шебалинского района Республики Алтай