Мастер-классы как средство развития интереса к выбранной профессии
В условиях рыночных отношений становится актуальным конкурентоспособный, с творческим потенциалом работник. Современные специалисты должны мобильно реагировать на освоение новых технологий, быстро адаптироваться в условиях производства, уметь проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности обучаемых, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.
На сегодняшний день задача формирования готовности обучаемых к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и становится значимым компонентом их профессиональной компетентности.
Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучаемых, развитие стремления к самообразованию, достижению высоких результатов в профессиональном творчестве, расширение сферы деятельности по специальности.
Развитие и воспитание одаренных и талантливых обучаемых формирует творческий потенциал общества, обеспечивает возможности подготовки и применение умений, способностей в разных областях производства и социальной жизни. Своевременное выявление и создание условий для стимулирования обучаемых к различным видам деятельности, поддержка одаренных ребят являются важнейшей задачей.
Подготовить творческих специалистов – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности обучаемых.
Мастер-классы становятся необходимым составляющим образовательного процесса, так как они обеспечивают реализацию всех этих задач.
Мастер-классы отличаются насыщенностью содержания, изучением широких тем, межпредметной связью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление и обеспечивают приоритетное направление работы преподавателей, мастеров производственного обучения в создании условий для саморазвития и самореализации обучаемых, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Метод мастер-классов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучаемых, дающий возможность им проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, в отработке приемов новых технологий. В выборе темы мастер-классов мы ориентируемся на современные тенденции развития производства для повышения уровня заинтересованности обучаемых. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых: индивидуальную, парную, групповую, органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным, проектным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала обучаемых, обеспечивают визуализацию представляемого материала, новинок технологий. Прямое проецирование действий демонстрируемой технологии позволяет расширить количество охваченной аудитории и обеспечивает демонстрацию без дополнительных разъяснений. Демонстрация происходит на ваших глазах и отображается одновременно на экране. Проецирование обеспечивается прямым подключением мультимедийного проектора на системный блок или цепочкой - СИСТЕМНЫЙ БЛОК – ПРОЕКТОР – МОНИТОР. Особенности программного обеспечения для проецирования - проигрыватель LVC.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс мастер-класса на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучаемому намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на мастер-классе информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность получения новых знаний и умений.
Обучаемые участвуют в самом процессе мастер-класса, что побуждает к глубокому изучению какой-либо темы и освоению новых программ, программных продуктов, оборудования. В целях приближения деятельности обучаемых к реальным производственным условиям мы организуем проведение мастер-класса таким образом, чтобы ребята самостоятельно выполнили за мастером элемент новой техники или повторили все этапы технологического процесса от начала до конца работ. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции опыта.
А что же такое мастер-класс для педагога? Это - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, поделится опытом, будь то приём, метод, методика или технология.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Индивидуальность проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Мастер-класс, как педагогическая технология, включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель – поделится опытом; средства - для достижения цели могут быть выбраны любые: технические, наглядные и т. д.; действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера; результат – умение применить в своей деятельности методический приём, метод, методику или технологию, в которой эффективно работает мастер.
Этот метод мы широко применяем в нашей педагогической деятельности. В течении трех лет мы провели мастер-классы: «Цветы из кожи», «Вышивка лентами», «Объемный трафарет», «Цветы из ткани», «Искусство завязывания парео», «Канапе», «Кофе в домашних условиях», «Рисунок на кофе. Лате-арт», «Карвинг», «Видео своими руками» и другие. Отличительной чертой наших мастер-классов стали личные достижения, авторские методики.
Значение мастер-классов невозможно исчерпать и оценить. Они, являясь развлечением, отдыхом, способны перерасти в обучение, в творчество, в модель реальной деятельности.
Авторы: Зыкова Любовь Юрьевна
мастер п/о
Мартюшева Татьяна Закировна
мастер п/о
КГБПОУ «Бийский промышленно-педагогический колледж» г. Бийск
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)