rainbow

Социальная адаптация младших школьников,

испытывающих трудности в обучении, и повышение их самооценки

Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

– как ученые инженеры строят газовые камеры;

– как квалифицированные врачи отравляют детей;

– как обученные медсестры убивают младенцев;

– как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...

Поэтому я не доверяю образованности.

Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению ученых чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ».

Эту историю хотелось бы сделать эпиграфом к данной статье. В необходимости воспитательной работы с обучающимися никто не сомневается, но проводится она зачастую однобоко: классные часы, различные мероприятия, выезды с классом. С введением стимулирующих выплат учителям все больший акцент делается на качестве обучения вообще, и работу с одаренными детьми в частности. Между тем в школу приходит большое количество педагогически запущенных детей. Родители, которые не занимались с ребенком до школы, не обращают на него внимания и дальше, во-первых, по принципу «научить должна школа», а во-вторых, исходя из ложного представления, что в начальной школе ничего трудного нет, детей «всего лишь» учат читать, писать и считать. Однако школьная программа стала намного сложнее с тех времен, когда обучались родители, и с каждым годом она все больше усложняется, что обусловлено в первую очередь тем, что и мир, в котором ребенку предстоит расти, становится более сложным. Для того чтобы найти здесь свое место, надо обладать достаточным запасом знаний. И тут учитель сталкивается с проблемой: ребенок, который не готов к школе, начинает сразу отставать в обучении и без помощи и поддержки родителей отставание в программе нарастает в геометрической прогрессии. Если в первые год-полтора обучающийся еще не осознает достаточно наглядно, что он не дотягивает до общего уровня, то со второго полугодия второго класса, когда начинают ставиться оценки, он моментально оказывается в группе аутсайдеров.

Чтобы найти выход из столь сложной ситуации, необходимо помнить заповеди известных педагогов, в частности Януша Корчака, который утверждал, что ребенку должно быть комфортно в школе, независимо от того, хорошо он учится или плохо. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся, испытывающему трудности в обучении почувствовать себя значимым, нужным, независимо от оценок, которые он получает, влиться в коллектив, стать надежным другом и достойным человеком.

Как это возможно с обучающимися, которые постоянно находятся в ситуации неуспеха, получая отрицательные отметки? Самый легкий способ добиться этой цели — игра.

Игры на уроках и переменах

Игра помогает снять стресс. Обучающийся вместо того, чтобы находиться в напряженном ожидании: сейчас меня спросят, и я снова буду выглядеть глупым, расслабляется: ничего серьезного сейчас не будет, мы развлекаемся, веселимся. Снятие внутреннего напряжения способствует тому, что информацию он уже воспринимает легче, понимает лучше.

Игры на переменах

Ниже перечислены несколько игр, в которые можно поиграть на перемене.

«Ручеек»

Большинству взрослых эта игра очень хорошо знакома. Дети становятся парами друг за другом, и поднимают вверх соединенные руки, образуя арку. Между детьми течет «ручеек» — один из учеников идет по этой арке, берет за руку кого-нибудь, разбивая пару, и становится впереди, образуя новую пару. Ребенок, оставшийся один, возвращается в начало арки и снова пускается в путь.

Вы удивитесь, какой восторг и азарт вызывает эта игра у младших школьников. Учитель может участвовать в игре или наблюдать со стороны, направляя «ручеек» в нужную сторону, следя за тем, чтобы соблюдались правила игры. По желанию, можно пустить несколько «ручейков».

Для того чтобы игра лучше служила воспитательным целям, имеет смысл ввести несколько дополнительных правил: 1) нельзя бесцельно ходить по арке, останавливаясь и долго раздумывая (правило «ручеек течет быстро»); 2) нельзя выбирать одного и того же партнера (правило «ручеек всегда захватывает новые камешки»); 3) надо стараться выбирать тех, кого еще ни разу не выбирали (правило «ручеек толкает всекамешки»). Эти правила служат и обучающим целям, тренируя наблюдательность, память, умение быстро ориентироваться в ситуации.

«Поменяйся местами»

Дети становятся в круг, в центре ведущий (первый раз это может быть учитель). Ведущий называет двух человек, они должны поменяться местами. Пока они меняются, ведущий должен успеть встать на место одного из них. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Эта простая на вид игра, подарит много радости. Она позволяет немного подвигаться, в ней возникает много забавных моментов. Дополнительные правила могут быть похожими на те, что были в игре «Ручеек»: 1) ведущий не думает слишком долго, выбирая детей; 2) выбирать надо тех, кто еще ни разу не менялся местами.

Игры с воздушными шариками

Игры с шариками помогают глазам отдохнуть, являются профилактикой близорукости: слежение за шариком, который то удаляется, то приближается, тренирует глазные мышцы. Игры с шариком учат оценивать ситуацию, планировать свои действия. Самая простая игра, которая нравится всем детям, следующая.

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Учитель подбрасывает шарик вверх, а затем тоже становится в круг, взявшись за руки, вместе со всеми. Теперь задача всех удержать шарик от падения, не размыкая рук. Можно подталкивать его вверх сомкнутыми руками, ногами, головой, телом — чем угодно, главное, чтобы шарик не коснулся земли.

Игры на уроках

Идеально, если учитель может превратить изучение нового материала в игру. Дети не чувствуют усталости на таких уроках, они торопятся в школу, потому что там весело и интересно, материал усваивается, не вызывая скуки.

Конечно, учитель не должен превращаться в «забавного певца», цель которого лишь развлечь обучающихся, урок не может состоять только из игр, но внести элемент веселья, творческого восторга, захватывающего приключения, можно всегда.

Игры на уроках русского языка

Приведем два примера самых распространенных игр на уроках русского языка, которые нравятся, как успевающим ученикам, так и ученикам, испытывающим трудности в обучении.

Вместо того чтобы сообщать обучающимся новую тему, можно поиграть с ними в игру «Угадай». Например, при изучении суффиксов онок / ёнок, на доску в произвольном порядке вешаются таблички со словами: галчонок, лисёнок, лосёнок, медвежонок, совёнок, грачонок, слонёнок, волчонок, поросёнок.

Далее детям задается вопрос: «Как вы думаете, что мы должны сделать с этими словами?» Вы удивитесь, с каким восторгом они будут угадывать: выделить корень, выделить все части слова, расставить слова по алфавиту. Кто-то обязательно догадается, что слова надо разделить на две группы. Тогда следует поставить перед детьми следующую игровую задачу: по какому принципу следует разделить на два столбика?

Когда и здесь найден правильный ответ, детям предлагается понаблюдать над этими словами и выделить суффикс в обеих группах. Следующий шаг, попробовать придумать правило, когда пишется суффикс «ёнок», а когда «онок». После нескольких проб и ошибок правило будет придумано. Вот теперь стоит задать еще один игровой вопрос: «Какова же тема нашего сегодняшнего урока?»

Вторая игра способствует запоминанию новых словарных слов и закреплению уже пройденных. На доске вывешивается шесть словарных слов (по два для каждого ряда). Новое словарное слово детям учитель предлагает найти самим в словарике. Когда слово найдено и записано, объявляется конкурс на лучшее предложение, в котором будет три слова: два старых и одно новое. Лучшее предложение записывается. Игра настолько нравится детям, что сложно их остановить, чтобы не придумывать новые и новые варианты из трех слов. Кроме запоминания словарных слов, развиваются творческие способности, фантазия.

Литературное чтение

На уроке по литературному чтению тоже можно поиграть в «Угадай». Если работать с незнакомым текстом, то угадывать начинаем, сразу, как прочитаем заголовок. Как вы думаете, о чем этот рассказ (стихотворение)? После прочтения первых абзацев, снова задаются вопросы: кто угадал правильно? как вы думаете, как дальше будут развиваться события? В зависимости от длины текста, можно делать три-четыре остановки. Игра развивает речь, воображение, вызывает интерес к чтению (обучающиеся хотят быстрее прочитать продолжение, чтобы узнать, угадали они или нет).

Еще одну игру, развивающую внимательность и навыки чтения, можно применять со знакомым текстом, который дети читали дома. Например, посчитать, сколько союзов и (или но) встречается в тексте. Сколько там слов с заданным корнем и т. д. Эта игра так же активизирует длительную память, развивает межпредметные связи.

Другие уроки

Для остальных уроков тоже несложно придумать простые и веселые игры. Безусловно игра — не единственный способ адаптации, педагог всегда должен искать новые возможности, чтобы помочь каждому ребенку почувствовать свою значимость. Чаще всего научить писать и считать намного проще, чем воспитать достойного человека, но эта работа принесет гораздо большие плоды, хотя, возможно, ее трудно измерить для портфолио учителя. Но в данном случае лучшей наградой для педагога станут слова детей: «Лучше учиться в школе, чем отдыхать на каникулах!»

 

Автор: Берестова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 111» г. Волгограда