rainbow

Творческая мастерская (лаборатория)

(урок русского языка в 6 классе)

Тема: Повторение темы «Имя прилагательное»

Обоснование форм работы:

В 6 классе на повторение темы «Имя прилагательное» программой предусмотрен 1 час. В течение урока необходимо не просто повторить  правила (правописание НЕ с прилагательными, Н и НН в суффиксах прилагательных, слитное, дефисное и раздельное написание сложных прилагательных) и теоретический материал (образование степеней сравнения прилагательных, разряды прилагательных), но и оценить уровень осознания ребятами этих правил и грамматических категорий (другими словами, ребятам нужно ответить не только на вопрос «Как пишется?», но и на вопрос «Почему?» и «Почему так, а не иначе?»).

Понимание неразрывности и связи в формуле «язык – мышление – речь», а также творческого характера языка (основанное на учении Л.В. Щербы, А.А. Потебни, Ю.Н. Караулова) делает возможным использование  творческих работ в качестве обобщающих при проверке усвоения тех или иных фактов языка.

В качестве такой формы, которая помогает достичь указанной выше цели, была выбрана форма творческой мастерской (лаборатории).

Цели: обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», в процессе их творческого осмысления

Обучающие задачи:  - расширять кругозор учеников по предмету;

                              - обобщать знания, полученные учениками;

                              - способствовать формированию интереса учащихся к 

                                различным разделам лингвистики;

                              - отрабатывать навыки использования знаний на

                                практике

Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес учащихся, их   

                                 творческую активность.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение творчески подходить к

                                     выполнению задания,

                                   - воспитывать любовь к родному языку.

Участники: ученики 6-ого класса

Время: 40 минут

Оборудование: презентация (приложение №1), наглядный материал (карточки с ключевыми словами), листы белой бумаги (для выполнения творческой работы).

План урока:

1. Приветствие (1 мин.).

2. Целеполагание (1 мин.).

Учитель: На сегодняшнем занятии мы с вами повторим всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также познакомимся с таким жанром, как лингвистическая сказка.

Учитель сообщает ученикам о том, что на данном уроке они должны повторить всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также познакомиться с новым для них жанром – лингвистическая сказка. Перед вами лежат белые листы бумаги. Они для вас будут рабочими (здесь вы можете записывать то, о чём мы будем говорить в течение урока), а также именно на них вы будете выполнять ваше итоговое задание.

3. Актуализация знаний (2-3 мин.).

Учитель: Но сначала давайте вспомним те правила и темы, которые нами были пройдены.

Ученики перечисляют темы, учитель записывает на доске, а ученики на листочках.

Ученики: - определение имени прилагательного,

              - разряды прилагательных,

              - степени сравнения прилагательных, способы их образования,

              - роль прилагательных в речи,

              - правописание НЕ с прилагательными,

              - правописание Н и НН в суффиксах прилагательных,

              - слитное, дефисное и раздельное написание прилагательных и т.д.

(Ученики вспоминают те темы, которые ими были изучены).

Учитель: Правильно. Всё это мы с вами изучили и сделали частью наших знаний о языке.

4. Знакомство с новым материалом (15 минут).

(На слайде появляется слово «СКАЗКА», и ребятам предлагается порассуждать о том, что присуще сказке как жанру).

Ученики: Сказке присущи вымысел и фантазия.

              В сказке могут происходить чудесные превращения.

              В сказке неживое может восприниматься как живое, используется олицетворение (деревья разговаривают).

              Сказка обязательно чему-то учит («Сказка – ложь, да в ней намёк…»).

(Карточки с ключевыми словами «ВЫМЫСЕЛ», «ФАНТАЗИЯ», «УРОК», «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ» учитель крепит на доску).

Учитель: Какие типы сказок вам известны?

Ученики: Авторские и народные.

Учитель: Чем отличаются эти виды сказок?

Ученики: Народные сказки написал народ, а у авторских (литературных) есть автор, конкретный человек.

Учитель: Помимо этих видов сказок выделяется ещё одна группа. Это предметные сказки. Они рассказывают нам о фактах и явлениях какой-то области знаний. Так, есть сказки математические, физические, биологические… и лингвистические. Как вы думаете, о чём будет последний тип предметных сказок?

Ученики: Лингвистические сказки рассказывают о тех или иных фактах языка, о его правилах, о грамматическом строе и т.д.

Учитель: Всё верно. Посмотрите на слайд  ещё раз прочитайте об особенностях лингвистических сказок.

(Слайд №2)

И ещё очень важное замечание: лингвистическая сказка – это не просто выдуманное повествование, главными героями которого являются единицы языка, а такой рассказ, в котором бы отражались действительные факты языка, в котором нет фактических ошибок.

(Слайд №3)

Рассмотрим пример лингвистической сказки.

(Слайд №4)

Такие сказки можно иллюстрировать.

(Слайд №5)

А теперь давайте подумаем, каким образом рождается лингвистическая сказка. (ученики сами предлагают алгоритм работы, а затем после корректировки их ответов предлагается алгоритм, составленный учителем и включающий 7 пунктов).

(Слайд №6).

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся (15 минут).

Учитель: Мы с вами познакомились с лингвистической сказкой, её особенностями и законами. А теперь вам предлагается побыть в роли сказочника и сочинить свою лингвистическую сказку, связанную с изученной нами темой – «Имя прилагательное».

(Ребята выполняют задание).

  1. Социализация (5 минут).

(По желанию ребята зачитывают получившиеся у них сказки)

Образцы наиболее удачных работ школьников:

Давным-давно было два королевства. Первым правило Имя существительное, а другим – Глагол. Они очень дружили. И у них были слуги: частицы, союзы, предлоги. Но однажды по королевствам пронёсся слух: строится третье королевство. Имя существительное послало в новое королевство союз, чтобы узнать, кто там правит и предложить ему дружбу. Глаголу не понравилось, что Имя существительное, так долго дружившее с ним, предлагает дружбу какому-то чужеземцу.

Третьим же царством правило Имя прилагательное. Оно очень обрадовалось предложению Имени существительного дружить. Оно поехало в гости к Имени существительному. Глагол, узнав об этом, тоже поехал ко дворцу Существительного. Когда же Имя существительное с Именем прилагательным сели пить чай, Глагол ворвался во дворец и начал ругаться. Он думал, что Имя существительное забыло о нём, о своём старом друге, ради нового – Имени прилагательного.

«Нет, нет, не надо ссор, - сказало Имя существительное. – Давайте дружить все вместе!»

Таким образом, Имя существительное защитило Имя прилагательное, и Прилагательное стало от него зависеть.

И до сих пор Имя прилагательное зависит от Имени существительного, согласуясь с ним в роде, числе и падеже.

(Ионкина Варвара, класс 6р5) 

Жили-были прилагательные: качественные, относительные, притяжательные. Качественные жили сами по себе и очень дружили с краткой формой и степенями сравнения. Относительные прилагательные тоже жили сами по себе, но у них никак не завязывалась дружба с краткой формой и степенями сравнения. А притяжательные прилагательные жили не одни: у них были хозяева. Некоторые притяжательные прилагательные были беличьи, некоторые – лисьи и так далее. Но, несмотря на то, что все прилагательные были такие разные, раз в год они все собирались в гостях у Предложения. Пили чай вместе с Глаголами и Существительными, общались с Наречиями и Местоимениями, танцевали с Именами числительными  и другими частями речи. В общем, развлекались и устраивали пир на весь свой большой мир – текст.

(Балашова Кристина, 6р4, 13 смена)

В одной прекрасной стране жили Имена прилагательные. Они были очень большие, полные. Прилагательные не умещались в городке, а построить город больше они не могли, так как были неуклюжими. Соседей у них не было: все соседи давно разбежались, испугавшись полных прилагательных.

Но однажды к полным прилагательным зашли блуждавшие маленькие, краткие прилагательные. Полные и краткие прилагательные очень подружились. Краткие изредка стали помогать полным и заменять их. Рядом с этими прилагательными поселились и другие части речи. Они перестали бояться полных прилагательных, потому что в городке поселились краткие прилагательные.

С тех пор все стали жить весело и дружно.

(Титяева Дарья, класс 6р2)

 …Это был обычный солнечный день. Иду я и вижу, что по дороге бредёт прилагательное и плачет. Я подбегаю к нему и спрашиваю: «Что ты тут делаешь? Почему ты плачешь?» А оно мне в ответ: «А-а-а-а-а, я свою пару потерял!»

- Какую пару?

- Да там существительное одно.

- Ладно, пошли со мной. Сейчас найдём его быстренько.

Идём мы около бульвара Рокоссовского и видим: идёт Глагол с Наречием за руку.

Мы подбегаем и спрашиваем:

- Эй вы, вы не видели тут существительное?

- Да, пробегал тут один. Ох, ревел он громко.

- А что ревел-то он?

-  Да там, говорил, прилагательное потерял.

- А куда он побежал?

- Воот туда, в морфологический отель.

- ОК, - сказал я .

- Так, значит, вы оба потерялись? – спросил я у прилагательного.

- Ну получается, что так.

Пришли мы в отель, а там стоит существительное. Ох, радости было в тот момент, когда прилагательное кинулось к существительному.

Закатили мы пир на весь мир. Главный менеджер Морфология сказал: «Держитесь всегда теперь вместе».

И до сих пор прилагательное с существительным неразлучны.

(Негадаев Велеслав, 6р3, 13 смена).

 

В одном городе жили разные части речи: Имя существительное, Глагол, Местоимения, наречия, Предлоги и другие. Жизнь в этом городе текла, как и во всех других городах. Но все обитатель этого места говорили как-то однообразно, никто не мог описать вчерашний или сегодняшний день. Они не могли объяснить, какого цвета были их игрушки или какие-либо другие вещи.

И вот однажды в город пришёл очень усталый путник. Он еле держался на ногах. Когда же вошёл в город, то свалился без сил. Жители, увидев это, подбежали к нему и стали приводить в сознание. Когда же странник наконец пришёл в сознание, Имя существительное спросило, кто он и как его зовут. Путник ответил, что имя его  - Имя прилагательное. Имя существительное разрешило Прилагательному остаться в их городе. В ответ на радушный приём благодарное Прилагательное пообещало сделать жителей города счастливыми. С тех пор жители получили возможность говорить полными и законченными фразами, описывать всё происходящее.

(Немчинов Иван, класс 6р2)

Анализ урока:

План данного урока был реализован в полном объёме. Цели и задачи, поставленные перед учителем и учениками, удалось реализовать. Ребята познакомились с жанром лингвистической сказки, её особенностями и законами, а также сами постарались создать свои произведения. Сложность заключалась в том, что был ограничен круг того лингвистического материала, который можно было использовать. Сказка должна была рассказывать о фактах, связанных с именем прилагательным. Учащиеся в полной мере справились с формулированным для них заданием. Также абсолютно все поняли саму суть лингвистической сказки, которая призвана раскрыть то или иное правило, тот или иной факт языка.

Работы ребят оказались необычайно интересными и оригинальными: каждый продемонстрировал не только свои творческие способности, но и знание фактического материала по данной теме. Авторами лучших работ стали Лоскутова Владислава (6р2), Немчинов Иван (6р2), Титяева Дарья (6р2), Буйначёв Никита (6р3), Негадаев Велеслав (6р3), Карзакова Лаура (6р4), Балашова Кристина (6р4), Киселёва Ева (6р4), Лаврентьев Евгений (6р4), Честных Анастасия (6р4), Колосков Дмитрий (6р5), Андреев Алексей (6р5) Манохина Евгения (6р5), Ионкина Варвара (6р5), Калын Татьяна (6р5), Кузякина Анастасия (6р5), Сайфутдинов Тимур (6р5). Лучшие работы были помещены в стенгазету.

Приложение

Слайд №2


Слайд №3

 

Слайд №4

 

Слайд №5

 

Слайд №6

 

Автор: Фалалеева Ольга Владимировна

МБОУ «СОШ № 7» г. Пушкино