Внеклассное занятие по литературному чтению 3 класс
по теме: «Путешествие в страну детства вместе с В.Д. Берестовым»
Цель: познакомить с разнообразием стихов В.Д. Берестова, с интересными эпизодами биографии поэта.
Задачи:
1) создавать проблемные ситуации на каждом этапе занятия;
2) использовать разнообразные методы, приёмы, формы и виды работы, позволяющие формировать навыки сотрудничества, коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний, позволяющие развивать читательские навыки, творческие способности;
3) мотивировать учащихся для достижения цели, соблюдая принципы здоровьесбережения.
Оборудование:
1) ноутбук;
2) интерактивная доска.
Средства обучения
(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):
1) презентация, выполненная в программе Power Point;
2) аудиозаписи:
3) выставка книг В.Д. Берестова;
4) «компас» по городам страны Детство;
5) 4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Мяч», «Юла», «Непослушная кукла», «Про машину»;
4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Конь», «Серёжа и гвозди», «Гололедица», «Богатыри» и стихами К.И. Чуковского «Барабек», «Храбрецы», «И акула Каракула…», «Радость»;
4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Апрель», «Июль», «Октябрь», «Нет, руки не у тех горячей…»;
1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Портфель» и «Ручка»;
1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Карандаш» и «Циркуль»;
1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Закладка» и «Резинка»;
1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Кисточка» и «Дневник»;
6) 4 альбомных листа, цветные карандаши.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование учащимися темы занятия.
(слайд 1)
- Ребята, любите ли вы путешествовать? Тогда отправляемся в страну детства!
- А кого берут с собой в путешествие? Наверно, весёлых, верных и мудрых друзей?! Поэтому давайте пригласим любимые с детства книги. Но детских писателей много, кого же именно позовём с собой?
1 ученик. А того, кто научил меня читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
2 ученик. Того, кто, наконец, доходчиво объяснил, где право, где лево.
(читает стихотворение В.Д. Берестова «Стоял ученик на развилке дорог…»)
3 ученик. И того, кто научил меня плавать.
(читает стихотворение В.Д. Берестова «Спасибо тебе, крокодил надувной…»)
4 ученик. А я, прочитав его стихи, не побоялся стать на ходули!
(читает стихотворение В.Д. Берестова «Несут меня ходули…»)
5 ученик. Я научился видеть картинки даже в лужах.
(читает стихотворение В.Д. Берестова «В лужах - картинки!»)
6 ученик. Его стихи научили меня держать слово.
(читает стихотворение В.Д. Берестова «Три копейки несу в кулаке…»)
7 ученик. На уроках я стал терпеливым и настойчивым.
(читает стихотворение В.Д. Берестова «Он руку над партою тянет…»)
- Кто же автор стихов? С кем мы отправимся в страну детства?
III. Постановка цели занятия.
Работа над портретом учащегося (портрета учащегося лицея), обсуждение качеств личности.
- Сегодня мы познакомимся не только со стихами В.Д. Берестова, но и узнаем интересные факты из его биографии.
(слайд 2)
В.Д. Берестов – очень интересный человек: поэт, сказочник, учёный, археолог, переводчик иностранных стихов. К сожалению, его рядом с нами нет. В 2013 году ему исполнилось бы 85 лет. Но его произведения могут нам быть полезны в нашем путешествии и стать нашими друзьями. Итак, вперёд, страна детства нас ждёт! А чтобы мы не заблудились, пусть дорогу нам указывает чудо-компас – воздушный змей.
- А сколько секторов в компасе? (4)
Разделимся и мы на 4 группы.
- А какие качества характера, достойные учеников лицея № 15, вы постараетесь проявить, работая в группе?
IV. Путешествие по городам страны Детство.
Творческие задания в группах.
1. Город Игрушка.
- Пусть к доске выйдет представитель I группы и повернёт стрелку компаса.
Мы отправляемся в город Игрушка.
А вместе с нами стихи В.Д. Берестова.
(слайд 3)
На слайде вы можете видеть сборники со стихами об игрушках.
(Каждая группа получает карточку со стихотворением В.Д. Берестова об одной детской игрушке: «Мяч», «Юла», «Непослушная кукла», «Про машину»)
- Прочитайте стихотворение.
- Выполните творческое задание.
(слайд 4)
***
Нарисуйте игрушку, представив, что она - живое существо.
***
(Задание выполняется под песню «Куда уходит детство»)
2. Город Улыбка.
- Компас продолжает вращаться. Помогите ему, вторая команда!
Мы прибыли в город Улыбка.
(слайд 5)
Хочу напомнить, что В. Берестов родился 1 апреля. А что можно ожидать от такого человека? Ну, конечно, весёлых стихов, шуток и розыгрышей.
- Прочитайте 2 стихотворения, лежащие перед вами, и определите, в каком из них вашу улыбку вызвал В. Берестов, а в каком - его друг К. Чуковский.
Портреты этих поэтов, а также шаржи к ним вы можете видеть на слайде.
***
(Стихи для I группы: «Конь» и «Барабек»,
для II группы: «Серёжа и гвозди» и «Храбрецы»,
для III группы: «Гололедица» и «И акула Каракула…»,
для IV группы: «Богатыри» и «Радость».)
***
V. Музыкальная физкультминутка.
(Звучит песня «Голубой вагон»)
(слайд 6)
- Предлагаю до следующей остановки доехать в этом прекрасном голубом вагончике.
(Дети выстраиваются в цепочку друг за другом и, обходя класс, повторяют движения за учителем.)
VI. Путешествие по городам страны Детство продолжается.
Творческие задания в группах.
3. Город Времена года.
- Третья группа и чудо-компас приводят нас в город Времена года.
Берестов сочинял стихи и о временах года. Сборники, в которые они вошли, вы можете видеть на слайде.
(слайд 7)
- Послушайте музыку из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Ответьте, какое время года вы себе представили.
Выберите из 4 стихов В. Берестова то, которое соответствует настроению этого времени года.
(Каждой группе раздаётся карточка с 4 стихотворениями В.Д. Берестова «Апрель», «Июль», «Октябрь», «Нет, руки не у тех горячей…»)
(слайд-подсказка 8)
4. Город Школьный.
- Смело отправимся за четвёртой командой и окажемся в городке Школьный.
Валентин Дмитриевич написал много стихов и о школе, школьных принадлежностях. Сборники с этими стихами вы видите на слайде.
(слайд 9)
А знаете ли вы, что В.Д. Берестов уже в первом классе начал сочинять свои первые стихи. Правда, был бит одноклассниками за это, ведь он сочинял дразнилки на них. И только позже развился его поэтический талант.
- Не желаете ли и вы поупражняться в подборе рифмы?
Перед вами стихи В. Берестова. Добавьте пропущенные слова.
(Раздаются по 2 стихотворения каждой команде:
для I группы: «Портфель» и «Ручка»,
для II группы: «Карандаш» и «Циркуль»,
для III группы: «Закладка» и «Резинка»,
для IV группы: «Кисточка» и «Дневник».)
- Проверим, как вы справились с заданием.
VII. Итог занятия. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие в страну детства вместе с В.Д. Берестовым. Мы снова дома. Но и тут нет-нет, да и отправляйтесь снова в путешествие по своим любимым книгам.
- Обратите внимание на книги нашей выставки. Читайте, знакомьтесь с другими произведениями В.Д. Берестова.
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?
- Что не получалось? Почему?
Приложение
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Автор: Калиниченко Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №15»
г. Люберцы Московской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)