rainbow

Внеклассное занятие по литературному чтению 3 класс

по теме: «Путешествие в страну детства вместе с В.Д. Берестовым»

 

Цель: познакомить с разнообразием стихов В.Д. Берестова, с интересными эпизодами биографии поэта.

Задачи:

1) создавать проблемные ситуации на каждом этапе занятия;

2) использовать разнообразные методы, приёмы, формы и виды работы, позволяющие формировать навыки сотрудничества, коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний, позволяющие развивать читательские навыки, творческие способности;

3) мотивировать учащихся для достижения цели, соблюдая принципы здоровьесбережения.

Оборудование:

1) ноутбук;

2) интерактивная доска.

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):

1) презентация, выполненная в программе Power Point;

2) аудиозаписи:

  • Произведения из альбома «Времена года» П.И. Чайковского («Апрель», «Июль», «Октябрь», «Декабрь»)
  • Песня «Куда уходит детство»
  • Песня «Голубой вагон»;

3) выставка книг В.Д. Берестова;

4) «компас» по городам страны Детство;

5) 4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Мяч», «Юла», «Непослушная кукла», «Про машину»;

    4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Конь», «Серёжа и гвозди», «Гололедица», «Богатыри» и стихами К.И. Чуковского «Барабек», «Храбрецы», «И акула Каракула…», «Радость»;

    4 карточки со стихами В.Д. Берестова «Апрель», «Июль», «Октябрь», «Нет, руки не у тех горячей…»;

    1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Портфель» и «Ручка»;

    1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Карандаш» и «Циркуль»;

    1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Закладка» и «Резинка»;

    1 карточка с пропущенными словами в стихотворениях В.Д. Берестова «Кисточка» и «Дневник»;

6) 4 альбомных листа, цветные карандаши.

Ход урока.

 I. Оргмомент.

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование учащимися темы занятия.

(слайд 1)

- Ребята, любите ли вы путешествовать? Тогда отправляемся в страну детства!

- А кого берут с собой в путешествие? Наверно, весёлых, верных и мудрых друзей?! Поэтому давайте пригласим любимые с детства книги. Но детских писателей много, кого же именно позовём с собой?

 

1 ученик. А того, кто научил меня читать!

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!».

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

2 ученик. Того, кто, наконец, доходчиво объяснил, где право, где лево.

(читает стихотворение В.Д. Берестова «Стоял ученик на развилке дорог…»)

3 ученик. И того, кто научил меня плавать.

(читает стихотворение В.Д. Берестова «Спасибо тебе, крокодил надувной…»)

4 ученик. А я, прочитав его стихи, не побоялся стать на ходули!

(читает стихотворение В.Д. Берестова «Несут меня ходули…»)

5 ученик. Я научился видеть картинки даже в лужах.

(читает стихотворение В.Д. Берестова «В лужах - картинки!»)

6 ученик. Его стихи научили меня держать слово.

(читает стихотворение В.Д. Берестова «Три копейки несу в кулаке…»)

7 ученик. На уроках я стал терпеливым и настойчивым.

(читает стихотворение В.Д. Берестова «Он руку над партою тянет…»)

- Кто же автор стихов? С кем мы отправимся в страну детства?

III. Постановка цели занятия.

Работа над портретом учащегося (портрета учащегося лицея), обсуждение качеств личности.

- Сегодня мы познакомимся не только со стихами В.Д. Берестова, но и узнаем интересные факты из его биографии.

(слайд 2)

        В.Д. Берестов – очень интересный человек: поэт, сказочник, учёный, археолог, переводчик иностранных стихов. К сожалению, его рядом с нами нет. В 2013 году ему исполнилось бы 85 лет. Но его произведения могут нам быть полезны в нашем путешествии и стать нашими друзьями. Итак, вперёд, страна детства нас ждёт! А чтобы мы не заблудились, пусть дорогу нам указывает чудо-компас – воздушный змей.

- А сколько секторов в компасе? (4)

Разделимся и мы на 4 группы.

- А какие качества характера, достойные учеников лицея № 15, вы постараетесь проявить, работая в группе?

IV. Путешествие по городам страны Детство.

Творческие задания в группах.

1. Город Игрушка.

- Пусть к доске выйдет представитель I группы  и повернёт стрелку компаса.

Мы отправляемся в город Игрушка.

А вместе с нами стихи В.Д. Берестова.

(слайд 3)

На слайде вы можете видеть сборники со стихами об игрушках.

 

(Каждая группа получает карточку со стихотворением В.Д. Берестова об одной детской игрушке: «Мяч», «Юла», «Непослушная кукла», «Про машину»)

- Прочитайте стихотворение.

- Выполните творческое задание.  

(слайд 4)

***

Нарисуйте игрушку, представив,  что она - живое существо.

  1. Определите, какую игрушку вы будете рисовать.
  2. Подумайте, какие детали надо добавить, чтобы игрушка стала похожа на живое существо.
  3. Каким характером будет обладать ваш персонаж? Что для этого надо изменить в рисунке?
  4. Договоритесь, кто и какую часть игрушки будет рисовать. Рисуйте по  очереди.
  5. Проверьте себя. Похожа ли ваша игрушка на живое существо?

***

(Задание выполняется под песню «Куда уходит детство»)

 

2. Город Улыбка.

- Компас продолжает вращаться. Помогите ему, вторая команда!

Мы прибыли в город Улыбка.

(слайд 5)

Хочу напомнить, что В. Берестов родился 1 апреля. А что можно ожидать от такого человека? Ну, конечно, весёлых стихов, шуток и розыгрышей.

- Прочитайте 2 стихотворения, лежащие перед вами, и определите, в каком из них вашу улыбку вызвал В. Берестов, а в каком  - его друг К. Чуковский.

Портреты этих поэтов, а также шаржи к ним вы можете видеть на слайде. 

***

(Стихи для I группы: «Конь» и «Барабек»,

           для II группы: «Серёжа и гвозди» и «Храбрецы»,

           для III группы: «Гололедица» и «И акула Каракула…»,

           для IV группы: «Богатыри» и «Радость».)

***

 

V. Музыкальная физкультминутка.

(Звучит песня «Голубой вагон»)

(слайд 6)

- Предлагаю до следующей остановки доехать в этом прекрасном голубом вагончике.

(Дети выстраиваются в цепочку друг за другом и, обходя класс, повторяют движения за учителем.)

VI. Путешествие по городам страны Детство продолжается.

Творческие задания в группах.

3. Город Времена года.

- Третья группа и чудо-компас приводят нас в город Времена года.

Берестов сочинял стихи и о временах года. Сборники, в которые они вошли, вы можете видеть на слайде.

(слайд 7)

- Послушайте музыку из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Ответьте, какое время года вы себе представили.

Выберите из 4 стихов В. Берестова то, которое соответствует настроению этого времени года.

(Каждой группе раздаётся карточка с 4 стихотворениями В.Д. Берестова «Апрель», «Июль», «Октябрь», «Нет, руки не у тех горячей…»)

 

(слайд-подсказка 8)

4. Город Школьный.

- Смело отправимся за четвёртой командой и окажемся в городке Школьный.

Валентин Дмитриевич написал много стихов  и о школе, школьных принадлежностях. Сборники с этими стихами вы видите на слайде.

(слайд 9)

А знаете ли вы, что В.Д. Берестов уже в первом классе начал сочинять свои первые стихи. Правда, был бит одноклассниками за это, ведь он сочинял дразнилки на них. И только позже развился его поэтический талант.

- Не желаете ли и вы поупражняться в подборе рифмы?

Перед вами стихи В. Берестова. Добавьте пропущенные слова.

(Раздаются по 2 стихотворения каждой команде:

для I группы: «Портфель» и «Ручка»,

для II группы: «Карандаш» и «Циркуль»,

для III группы: «Закладка» и «Резинка»,

для IV группы: «Кисточка» и «Дневник».) 

- Проверим, как вы справились с заданием. 

VII. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше путешествие в страну детства вместе с В.Д. Берестовым. Мы снова дома. Но и тут нет-нет, да и отправляйтесь снова в путешествие по своим любимым книгам.

- Обратите внимание на книги нашей выставки. Читайте, знакомьтесь с другими произведениями В.Д. Берестова.

- Что нового узнали?

- Что понравилось на уроке?

- Что не получалось? Почему?

Приложение

Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9

 Автор: Калиниченко Ольга Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №15»

г. Люберцы Московской области