rainbow

Логопедическое занятие

в подготовительной группе детей с ОНР

«Осьминог в гостях у детей»

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие речи детей;
  • Закрепить умение рассказывать загадки;
  • Развитие слухового внимания;
  • Учить словообразованию, приставочных глаголов, от слова «плыть»;
  • Развивать графические навыки;
  • Развитие мимики.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать чувство сплочённости и коммуникативности.

Оборудование: песок, резиновые игрушки животных, влажные салфетки, большая объёмная игрушка осьминога, картинки с мимикой, панно, картинки (морж, облако, рак, енот), магнитная доска, магнитные буквы.

Ход занятия

I.   Организационный момент.

Дети заходят под музыку вместе с логопедом, здороваются с гостями. Логопед сосредотачивает внимание детей. «Будьте внимательны, загадываю загадку»:

Ты со мною не знаком,

я живу на дне морском,

голова и восемь ног,

вот и весь я (Осьминог).

Сюрпризный момент, осьминог спрятан. Ой, кто это шевелится? Логопед убирает покрывало и говорит: Ребята сегодня у нас в гостях осьминог! Он узнал, что в нашем детском саду дети знают очень много интересного и решил посмотреть на то, как вы занимаетесь. Если кто-то затрудняется ответить, остальные дети помогают.

II.  Развитие мимических мышц.

Выполнение действий по тексту с показом картинки на мимику. Картинки с мимикой разложены на стульях. Логопед говорит: Наши дети умеют, а дети отвечают и показывают картинки:

Мы умеем удивляться,

мы умеем огорчаться,

мы умеем сердиться,

мы умеем веселиться.

III. 1. Развитие графических навыков.

Логопед: Дети, наш гость принёс картинки. Дети приносят конверты с картинками (из под щупалец осьминога). Логопед озвучивает задание.

Из первых звуков картинок составьте слово. Логопед показывает картинку и спрашивает у ребёнка кто это, он отвечает. Логопед выкладывает магнитными буквами, названные детьми звуки на магнитную доску.

Логопед: Амир, кто это? (показывает картинку с моржом). Амир отвечает: Морж.

Логопед: В слове «морж» какой первый звук? Амир: «М».

Логопед: Камилла, что на картинке? (показывает картинку с облаком). Камилла: Это облако.

Логопед: В слове «облако» какой первый звук? Камилла: «О».

Логопед: Саша, кто это? (показывает картинку с раком). Саша: Рак.

Логопед: В слове «рак» какой первый звук? Саша: «Р».

Логопед: Фаиль, кто это? (показывает картинку с енотом). Фаиль: Енот.

Логопед: В слове «енот» какой первый звук? Фаиль: «Е».


 

Логопед: Дети какое у нас получилось слово? Дети: Море.

 

Логопед: Молодцы, правильно. А сейчас сделайте звуковой анализ слова «море».

 

Дети все вместе отвечают каким цветом обозначить данный звук: М-синим, О-красным, Р-зелёным, Е-красным. Логопед: А теперь назовите морских обитателей, которых вы знаете. Дети отвечают.

2. Составь в клетках слова из данных наборов букв.

На панно выкладываются буквы на липучке.


 

 

 

 

 

На панно дети выложили из букв слова: «рак», «рыба».

IV. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Ребята, осьминогу понравились ваши ответы, а теперь он решил показать, что он умеет делать. А вы должны называть его действия! Дети выделяют приставочную часть:

ОСЬМИНОГ ПО МОРЮ (ПЛЫВЁТ), ОСЬМИНОГ К БЕРЕГУ (ПОДПЛЫВАЕТ),

ОСЬМИНОГ ОТ БЕРЕГА (ОТПЛЫВАЕТ), ОСЬМИНОГ ДАЛЕКО ЗА КОРАБЛЬ (ЗАПЛЫВАЕТ).

Логопед все эти действия осьминога, показывает на доске.

V. Физкультминутка. Осьминог приглашает детей на игру:

Еле-еле, еле-еле закрутился осьминог, а потом, потом, потом всё кругом, кругом, кругом.

Тише, тише ты крутись, осьминог, остановись. Раз-два, раз-два,  вот и кончилась игра.

VI. 1. Дети сидят на стульях. Логопед:Послушайте загадку: 

Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть. (Песок)

2. Логопед: Правильно дети, молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «КЛАД».

В песок закопано несколько игрушек. Вы должны опустить руки в песок, найти игрушку, пощупать, узнать, что это и загадать гостям загадку на эту игрушку.

3. Развитие фонематического слуха.

Я серый недотрога,

Живу в глуши лесной,

Иголок очень много,

А ниток ни одной.  (Ёж)

 

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто это? (Зелёная лягушка)

 

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

 

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка,

А сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

4. Логопед: Молодцы дети и гости, все правильно ответили. А у нас интересная игра «Топай-хлопай».

Логопед: Дети, я называю вам животных, если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а если это животное обитает на суше – топнуть ногой.

ОСЬМИНОГ, ДЕЛЬФИН, МЫШЬ, КИТ, ЛИСА, ВОЛК.

VII. Итог:

Логопед: Вы молодцы! Вы правильно отвечали на вопросы осьминога, были активны, помогали друг другу. Спасибо всем! А на прощание осьминогу давайте споём песню. (Включается песня и заставка из м/ф «Осьминожки»). Дети поют:

Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек,

Вот и вышел, вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножек,

Получился осьминожек,

Получился, получился осьминожек.

Занятие окончено. Дети прощаются с гостями, уходят.

 

Автор: Мусина Эльмира Исмагиловна 

учитель-логопед 

МАДОУ «Детский сад № 13 комбинированного вида 

с воспитанием и обучением на татарском языке»

Приволжского района г. Казани Республики Татарстан