rainbow

Использование элементарного экспериментирования в работе

с детьми старшего дошкольного возраста

как средство ознакомления детей с качествами и свойствами

веществ и предметов

Актуальность:

ФГОС ДО  направлен на расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, обеспечение условий ЗОЖ и безопасности ребенка.

Поисково-познавательная деятельность дошкольников помогает нам  реализовать данные направления.

Помогает малышам получить представления о взаимосвязи природы и человека.

Обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (вместе, на равных, как партнеров).

Цель и задачи, решаемые в опыте:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Закрепить знания детей о свойствах воды, песка, глины, воздуха.
  • Закрепить знания о свойствах материалов: пластмассы, стекла, металла, бумаги, резины, ткани.
  • Показать детям зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
  • Развивать элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (испарение, сила тяготения, трение, электричество).
  • Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении  экспериментов.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать коммуникативность: умение выполнять совместные действия, при общении уважать мнение других.

Алгоритм проведения экспериментальной деятельности:

  • Возникновение, формулировка познавательной задачи;
  • Рассуждение, размышления по вопросу (выдвижение предположений, отбор способов проверки);
  • Проведение эксперимента (проверка гипотезы);
  • Формулировка выводов, сравнение результатов размышлений  с результатом опыта.
  • Фиксация результатов.

Планирование работы

Работая с детьми средней группы я разработала тематику проведения экспериментов:

  • Вода (выявить свойства воды).
  • Воздух (выявить свойства воздуха).
  • Песок (не растворяется в воде, сравнить со свойствами глины).
  • Металл и пластмасса, стекло и резина (выявить их качества и свойства.

В старшей группе в аналогичные опыты добавила некоторые усложнения: знакомство с новыми материалами и сравнение качеств нескольких материалов:

  • Вода (сравнение 3-х состояний воды, познакомить с силой воды).
  • Воздух (тёплый легче холодного; легче воды)
  • Песок, глина (есть воздух, вода, органические остатки).
  • Магнит (выявить свойства магнита)
  • Электричество (выявить проявления статического электричества).
  • Стекло, бумага, ткань (свойства материалов обуславливают способ их использования). 

Развивающая среда группы

Оборудование лаборатории и центра природы побуждает детей к поисково-экспериментальной деятельности.

Опытно – экспериментальная работа по теме «Живая природа»

«Мир растений»   Растениям нужен воздух и вода.

Опытно – экспериментальная работа по теме «Неживая природа»

Опыты с бумагой на закрепление:

бумагу можно:

  • сложить,
  • смять,
  • сжать,
  • порвать,
  • порезать…

Новые свойства:

  • виды бумаги,
  • назначение бумаги


«Нас окружает воздух»

«Волшебница вода»

Эксперименты с водой:

На закрепление:

  • Вода не имеет вкуса и запаха
  • Вода не имеет формы
  • Одни вещества растворяются, другие – нет
  • Она прозрачная.

Новые свойства:

  • Познакомить с процессом конденсации
  • Выявить силу воды.

Как увидеть магнитные силы?

  • Магнитные силы проходят через различные материалы
  • Магниты притягивают металлические предметы

Мир ткани

  • Ткань можно: смять, порвать, разрезать, намочить.
  • виды ткани, назначение ткани.

Дидактический материал (рисунки, схемы, модели, алгоритмы),используемый в ходе опытов, побуждает  детей к самостоятельному поиску способов действий, развитию активности и проявлению творчества.


  • Можно с уверенностью говорить о том, что редкий ребёнок, независимо от возраста, в момент эксперимента не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый.
  • Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению сделать что-то самому.

Радость – залог успешного развития детей!

Автор: Донец Елена Викторовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 390»

Дзержинского района г. Волгограда