rainbow

Конспект «Экскурсия в продовольственный магазин»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Старшая группа.

Программное содержание:

Цель: формирование знаний о профессии продавца.

Задачи:

1. Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром.

2. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей.

3. Развивать интерес к деятельности продавца.

Место проведения: группа детского сада, магазин.

Материал и оборудование:

Продукты: пакет молока, пачка соли, пакет с крупой.

Оборудование: весы, стол.

Словарная работа:

Слова на закрепление: продавец, кассир, магазин, витрина, чек, весы, хлебный,           молочный.

Новые слова: продукты, покупатель, бакалея, ценник, товар, продовольственный.

 

1. Индивидуальная работа:

Настя И., Олеся О., Степа Е. – активизировать словарь новыми словами: продукты, покупатель, бакалея, ценник, товар, продовольственный.

Настя Ч., Матвей В., Вика М. – воспитывать уважение к труду взрослых. 

2. Предварительная работа:

 - За 3-4 дня договорится с администрацией магазина, когда лучше подойти, чтобы было поменьше народу;

 - Отобрать объекты для рассматривания;

 - Подготовить рассказ вместе с продавцом заранее;

 - Накануне предупредить о предстоящей экскурсии.

3. Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель рассаживает детей в группе как на обычном занятии. На столе воспитателя разные продукты.

В: - Ребята, посмотрите на мой стол и скажите, что у меня здесь лежит?

Д: - (пакет молока, пачка соли, пакет с крупой)

В: - Правильно. Все это можно назвать одним словом – продукты. Это то, что люди употребляют в пищу. А как вы думаете, где я взяла все эти продукты?

Д: - (в магазине)

В: - Вы совершенно верно сказали: я купила продукты в магазине. Но магазины бывают разные: в одних можно купить одежду, в других – книги, в третьих – игрушки, а магазин, в котором покупают продукты, называется продовольственный. Повторите это слово.

В: - Сегодня мы с вами отправимся в магазин (продовольственный) и познакомимся с деятельностью продавца, посмотрим как он работает. Не забудьте поздороваться с работниками магазина и не забывайте, как надо вести себя в гостях.

(идем с детьми в магазин)

Основная часть:

В магазине.

Воспитатель и дети заходят в магазин и здороваются.

Сначала воспитатель дает детям некоторое время для самостоятельного осмотра помещения.

В: - Сейчас, ребята, мы пройдем по всему магазину и посмотрим, какие продукты можно здесь купить.

В: - Как узнать, какие продукты есть в магазине?

Д: - (надо посмотреть на витрину)

В: - Правильно. Давайте подойдем к этой витрине, что вы на ней видите?

Д: - (хлеб, булочки, печенье)

В: - Кто догадался, как называется отдел, где продают хлеб?

Д: - (хлебный)

В: - А сейчас подойдем к другой витрине, что вы видите здесь?

Д: - (молоко, кефир, творожные сырки)

В: - А кто подскажет, как называется этот отдел?

Д: - (молочный)

Так воспитатель проходит по тем отделам, которые есть в магазине.

В: - Вот мы и познакомились с тем, что можно купить в этом продовольственном магазине. А сейчас мы с вами подойдем к отделу, где мы с вами еще не были, и познакомимся с продавцом этого отдела.

Воспитатель знакомит детей с продавцом и просит его рассказать о своей работе.

П: - Отдел, в котором я работаю, называется бакалея. Здесь можно купить различные крупы, сахар, макароны, вермишель … Видите, как много всего на витрине. Что это?

Д: - (гречка)

П: - А это?

Воспитатель вместе с детьми называет различные крупы и др. продукты.

Продавец рассказывает о своей деятельности.

П: - покупатель сначала подходит к витрине и смотрит, есть ли в магазине то, что ему нужно. Если есть, то он обязательно смотрит на ценник. Видите возле каждого товара листок бумаги, на котором написано, сколько стоит товар. Этот листок называется ценник. Покупатель запоминает цену и идет куда?

Д: - (в кассу)

П: - Что ему дает кассир?

Д: - (чек)

П: - На этом чеке пробито, сколько денег заплатил покупатель. Вот подошел покупатель, мы с вами сейчас его обслужим.

П: - Что вы хотели?

Покупатель просит взвесить 1 кг гречки.

П: - Нужно взвесить 1 кг гречки. Я беру совочек и пакет, насыпаю гречку в пакет и куда ставлю этот пакет?

Д: - (на весы)

П: - на весах стрелка, она показывает граммы и килограммы. Нужно взвесить 1 кг гречки, стрелка должна остановится вот здесь. Но она не дошла, значит надо еще подсыпать крупы. Вот сейчас она остановилась там, где надо.

Продавец предлагает покупателю пакет.

Покупатель благодарит продавца.

Воспитатель благодарит продавца за рассказ и предлагает детям понаблюдать за работой кассира, предварительно познакомив с ним детей.

К: - На кассе различные цифры, я нажимаю клавиши с нужными цифрами, и на чеке печатается цена товара, который хочет купить покупатель и за который он заплатил деньги.

Заключительная часть:

После наблюдения воспитатель подводит итог.

В: - сегодня, ребята, мы понаблюдали за работой продавца и кассира. Это очень нужная профессия, трудная, потому что и продавцу, и кассиру необходимо знать, сколько стоит каждый товар, продавцу нужно правильно взвесить, а кассиру – правильно пробить и посчитать деньги. Покупатели должны с уважением относиться к работникам магазина. И работники магазина, и покупатели должны быть друг с другом вежливы, тогда взрослым будет работать легче. Давайте скажем до свидания и вернемся в детский сад.

Требования к проведению экскурсии.

Требования к использованию методов непосредственного наблюдения в интересах развития словаря.

Е.И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:

  1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия;
  2. Во время наблюдений не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдения детей разного возраста, но методы работы должны быть разными;
  3. Обеспечивать детям во время наблюдений активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем–то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней;
  4. «В интересах максимального использования экскурсии, в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), которые будут закрепляться или предлагаться впервые»;
  5. Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».

Таким образом, эти требования педагогически оправданы, они опираются на знание закономерностей развития ребенка.

 Список литературы.

  1. Лабынцева Н., Мельникова Н. Конспекты занятий по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов. //Дошкольное воспитание.№1, 2002;
  2. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.,1992

 

Автор: Байбакова Людмила Анатольевна

МАДОУ «Детский сад № 413»

г. Перми Пермского края